Как проходили смертные казни в 90-е в Кыргызстане?
Смертные приговоры в 90-е годы
Хотя официальные данные о количестве казней не публиковались, Amnesty International и другим правозащитным организациям удавалось получать информацию о ситуации.Согласно данным Amnesty International, в среднем с 1987 по 1990 годы в Киргизской ССР выносилось восемь смертных приговоров ежегодно, и все они были приведены в исполнение.
В 1991 году количество смертных приговоров возросло до 21.
В феврале 1993 года начальник отдела по вопросам гражданства и помилования при президенте сообщил Amnesty International о том, что четыре смертных приговора, вынесённые в 1991 году, были заменены на 20 лет лишения свободы. Однако, по крайней мере одна казнь была осуществлена в 1993 году. В 1994 году три приговора также были заменены на длительные сроки, но один всё же был исполнен.
В 1995 году, по данным Amnesty International, было казнено не менее 30 человек, включая 21-летнего Василия Скворцова.
В 1996 году суды Кыргызстана вынесли как минимум 51 смертный приговор, 15 из которых были приведены в исполнение (остальные ожидали исполнения или получили длительные сроки в результате помилования).
В 1997 году число смертных приговоров сократилось до четырёх, однако по данным правозащитников, было казнено как минимум 26 человек (приговоры по ним были вынесены в предыдущие годы).
В том же году смертный приговор в отношении Николая Соколова был заменён на 15 лет заключения.
В 1998 году, до введения моратория, суды вынесли 34 смертных приговора, из них четыре были исполнены.
Методы казни и условия содержания
Осуждённые на смерть содержались в специализированных камерах следственных изоляторов после вынесения приговора.Первые шаги к отмене смертной казни
Новый Уголовный кодекс, принятый в октябре 1997 года и вступивший в силу в начале 1998 года, сократил количество преступлений, караемых смертной казнью, до шести. В марте 2004 года президент Акаев подписал закон, исключающий из УК три статьи, предусматривавшие применение смертной казни (покушение на жизнь государственных деятелей, сотрудников правоохранительных органов и лиц, осуществляющих правосудие или следствие). После этих изменений высшая мера сохранялась только за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование и убийство несовершеннолетних, а также геноцид.Введение моратория
5 декабря 1998 года президент Аскар Акаев подписал указ о введении двухлетнего моратория на исполнение смертных приговоров. Это решение было объявлено 10 декабря, в день 50-летия Всеобщей декларации прав человека, что подчеркивало его символическую значимость. В рамках амнистии около 2000 осужденных, в основном несовершеннолетние, женщины и осуждённые за экономические преступления, были освобождены.С 1999 года в Кыргызстане больше не выполнялись смертные приговоры, хотя важно отметить, что мораторий не отменял саму смертную казнь как меру наказания, а лишь приостанавливал её исполнение. Суды продолжали выносить смертные приговоры в 1999–2000 годах, однако казни откладывались на неопределённый срок. По данным Amnesty International, уже в 1998 году, до введения моратория, количество исполненных казней значительно снизилось (четыре казни против 26 в 1997 году). На момент начала моратория в камерах смертников скопилось значительное количество "отложенных" приговоров.
Вводя мораторий, Акаев получил положительную реакцию международного сообщества, так как Кыргызстан стал первой страной в Центральной Азии, принявшей подобное решение (Казахстан и Таджикистан продолжали казнить осуждённых, Узбекистан отменил казни только в 2008 году, а Туркменистан в 1999 году конституционно запретил смертную казнь).
Продление моратория
С 2001 по 2004 год президент Аскар Акаев ежегодно подписывал указ о продлении моратория ещё на один год. В результате ни один смертный приговор, вынесенный после 1998 года, не был приведён в исполнение. Однако количество смертных приговоров продолжало расти, поскольку суды продолжали выносить их за тяжкие преступления. Например, в 2003–2004 годах было вынесено 31 смертный приговор, в 2004–2005 годах – 17, а в 2005–2006 годах – шесть.К концу 2005 года в стране насчитывалось более ста осуждённых, приговорённых к смертной казни (по официальным данным, около 133 человек находились в смертной секции на начало 2007 года).
29 декабря 2005 года президент Курманбек Бакиев издал указ о введении бессрочного моратория на исполнение смертных приговоров. В этом же указе было поручено правительству подготовить законопроекты об отмене смертной казни.
До этого момента не было системного решения для тех, кто ожидал казни.
Отмена смертной казни: закон 2007 года
25 июня 2007 года президент Курманбек Бакиев подписал закон №91 Кыргызской Республики, который окончательно отменял смертную казнь в стране. Были внесены изменения в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и ряд других законов. Упоминания о смертной казни были исключены из уголовного законодательства, и высшей мерой наказания стало пожизненное лишение свободы (пожизненное заключение).После вступления закона в силу все 133 осуждённых, ожидавшие казни, автоматически получили замену наказания на пожизненное заключение. Эти решения принял Верховный суд, который формально пересмотрел приговоры и заменил их на пожизненные без индивидуального рассмотрения обстоятельств дел.
Правозащитники отмечали, что такой механический подход (без учета степени вины каждого и возможных судебных ошибок) был следствием многолетнего оттягивания решения проблемы.
Полная отмена смертной казни в 2007 году была закреплена на законодательном уровне, однако не сразу отразилась в Конституции. Лишь через три года, после событий 2010 года, был принят новый Основной закон: 27 июня 2010 года на референдуме была утверждена обновлённая Конституция Кыргызской Республики, которая гарантировала "неотъемлемое право на жизнь" и запрещала смертную казнь.
Международные обязательства Кыргызстана
Отменив смертную казнь, Кыргызстан исполнил свои обязательства перед международным сообществом. С 1994 года республика является участником Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). После отмены внутреннего законодательства следующим шагом стало присоединение ко второму факультативному протоколу МПГПП, который направлен на полную отмену смертной казни. Этот шаг был осуществлён: 6 декабря 2010 года Кыргызстан ратифицировал второй факультативный протокол к МПГПП, став третьей страной Центральной Азии, присоединившейся к нему (после Туркменистана и Узбекистана). Протокол обязывает государство не только воздерживаться от применения смертной казни, но и не допускать её повторного введения.С 2007 года Бишкек последовательно поддерживает глобальные инициативы против смертной казни. Кыргызстан голосовал в ООН за резолюции Генеральной ассамблеи, призывающие к всеобщему мораторию на применение смертной казни (резолюции №62/149 в 2007 г., №63/168 в 2008 г. и №65/206 в 2010 г.), и выступил одним из соавторов резолюций 2008 и 2010 годов. Эти действия укрепили международный имидж страны как приверженной защите прав человека.
Ключевые события:
- 5 декабря 1998 г. – указ президента Аскара Акаева о введении моратория на казни сроком на два года.
- 1999–2004 гг. – ежегодное продление моратория указами президента Акаева.
- 29 декабря 2005 г. – указ президента Курманбека Бакиева о бессрочном моратории до полной отмены смертной казни.
- 23 марта 2004 г. – закон об изменениях в УК КР, сокращающий количество преступлений со смертной казнью до трех.
- 9 июня 2005 г. – Конституционный совет КР одобрил проект поправок в Конституцию об отмене смертной казни, однако он не был реализован из-за политической ситуации.
- 25 июня 2007 г. – принят закон, отменяющий смертную казнь и вводящий пожизненное заключение взамен.
- 27 июня 2010 г. – на референдуме принята новая Конституция КР, запрещающая смертную казнь.
- 6 декабря 2010 г. – ратифицирован второй факультативный протокол МПГПП, юридически закрепляющий международные гарантии против применения смертной казни.
Правозащитные организации и международные оценки
После отмены смертной казни Кыргызстан получил признание на международной арене. Страна показала свою приверженность международным стандартам, присоединившись ко всем ключевым договорам, касающимся этой темы (помимо второго факультативного протокола МПГПП, Кыргызстан участвует в Конвенции ООН против пыток с 1997 года и подписал её факультативный протокол в 2008 году).Правозащитные организации, такие как Amnesty International и Penal Reform International (PRI), сыграли важную роль в этом процессе, внимательно следя за ситуацией на протяжении всех этих лет. Amnesty International с середины 1990-х годов призывала кыргызские власти к введению моратория и гуманизации наказаний. В 1998 году, приветствуя первые шаги, Amnesty продолжала настаивать на полной отмене смертной казни и замене всех смертных приговоров на менее строгие. Организация поднимала вопросы о недостатках судебной системы: пытки, судебные ошибки и коррупция. В таких условиях смертная казнь несла высокий риск казни невиновных. Кроме того, Amnesty обращала внимание на тайный характер казней, который создавал дополнительную травму для родственников: они не знали, когда и как был казнён их близкий и не могли получить его тело для погребения. В своих ежегодных отчётах 1990-х Amnesty International фиксировала: казни в Кыргызстане осуществлялись скрытно, без публикации данных.
Отмена смертной казни в стране стала значительным достижением правозащитного движения и прогрессивных сил.
В настоящее время в Кыргызстане вновь поднимается вопрос о возвращении смертной казни: поводом для этого стало убийство 17-летней Айсулуу М., вызвавшее общественное возмущение. Правозащитники предостерегают, что возвращение казней не только противоречит Конституции и второму протоколу МПГПП, но и станет шагом назад в области защиты прав человека.
***
Период с 1991 по 2007 год стал для Кыргызстана временем переосмысления высшей меры наказания. Страна столкнулась со всеми характерными для постсоветского пространства проблемами: ростом преступности в 90-е, суровыми приговорами, тайными расстрелами, переполненными камерами смертников и ужасными условиями содержания. Общество испытывало страх перед преступниками, но также испытывало сочувствие к жертвам судебных ошибок. Постепенно, с помощью международных норм и внутренней эволюции, пришло понимание, что смертная казнь несовместима с ценностями демократического общества и стандартами прав человека. Введение моратория в 1998 году стало первым важным шагом, а окончательная отмена в 2007 году – логичным завершением этого процесса.Тем не менее, отказ от смертной казни не решил всех проблем. Новые задачи включают улучшение условий содержания для пожизненно осуждённых, реформу пенитенциарной системы и обеспечение справедливого правосудия без применения пыток и фальсификаций. Отсутствие казни выявило необходимость работы над профилактикой преступности и реабилитацией осуждённых, ведь государство несёт ответственность за многолетнюю жизнь тех, кто будет находиться в заключении. Тем не менее, отказавшись от казней даже за тяжкие преступления, Кыргызстан утвердился как страна, поддерживающая основные права человека.
Обсудим?
Смотрите также:
