Создать аккаунт
Главная » Эксклюзив » Санкции на криптообмен или криптообменник? — Максим курбангалеев о регулировании рынка
Эксклюзив

Санкции на криптообмен или криптообменник? — Максим курбангалеев о регулировании рынка

173




В современном мире санкции для многих отраслей экономики становятся уже чем-то привычным. Вводя ограничения, регулирующие органы борются с мошенничеством, отмыванием денег и другими незаконными действиями. Криптовалютная сфера относительно новая, но из-за своего стремительного развития уже привлекла внимание регуляторов и правоохранительных органов. О первом случае применения санкционных мер в отношении криптовалютного обменника стало известно 21 сентября 2018 года, когда Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) заблокировало работу внебиржевого криптоброкера SUEX.


Его заподозрили в получении более 160 млн долларов США из нелегальных источников (даркнет, мошеннические схемы, заблокированные биржи).

Компания-аналитик блокчейна Chainalysis, участвовавшая в расследовании дела, сообщила, что SUEX конвертировал криптовалюту в фиатную наличность и наоборот в отделениях в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как компания была зарегистрирована в Чехии. Этот случай стал своего рода прецедентом для следующих блокировок криптовалютных компаний по всему миру.

Подробнее о текущей санкционной политике в блокчейн-операциях рассказал эксперт Максим Курбангалеев.

Мир фиатный и мир криптовалютный –– Максим Курбангалеев


Практически каждая страна имеет свою национальную валюту, в которой происходят все расчеты на локальном рынке. Для международных транзакций приходится менять одну валюту на другую, и в этом случае товаром уже становятся деньги. А значит, деньги в одной валюте приобретают определенную стоимость в другой валюте — возникает обменный курс, который устанавливается Центробанком страны.

Так происходит обмен фиатных денег (т.е. денег, выпускаемых правительством страны). Фактически это операции покупки и продажи на финансовом рынке, которые доступны пользователям как офлайн (в отделениях банков или обменных пунктах), так и онлайн (в личном кабинете банка).

Обмен криптовалюты происходит, в целом, аналогичным образом: можно обменять один вид криптовалюты на другой, или же продать/купить ее за фиатные деньги.

Такие операции проводятся в большинстве своем онлайн (биржи, обменники, электронные кошельки, Telegram-боты). Но могут проходить и офлайн – через специализированные АТМ — аналоги банкоматов.

В отличие от фиатных денег, цена криптовалюты не зависит от государства и его валютной политики. Главное влияние оказывают спрос и предложение в крипто-сети: чем больше у криптовалюты пользователей (спрос), тем больше количество операций с ее участием, а значит, выше ее ценность. А чем меньше пользователей, тем ниже и цена.

Максим Курбангалеев указывает еще на одно существенное отличие обмена фиатных денег и обмена криптовалюты:

«При обмене одной фиатной валюты на другую есть строго определенный свод критериев, по которым Центральные банки определяют обменный курс. Кроме того, все процедуры и требования к операциям согласованы и законодательно закреплены. С криптовалютой все немного иначе — даже если в каких-то странах она легализована, общих правил по взаимодействию с ней в отрасли нет, – комментирует Максим Курбнагалеев. –– На стоимость определенного вида крипты может повлиять что угодно — от твита бизнесмена в социальной сети до принятия законов в смежных сферах — и участники рынка не могут это контролировать. Официально нет четких критериев, какая операция с криптовалютой считается безопасной, как вести проверку и выстраивать бизнес в целом. Поэтому сейчас на рынке довольно напряженная ситуация».

Максим Курбангалеев: Регулирование рынка — так ли необходимо?


В 2022 году далеко не все юрисдикции имеют законодательную базу для криптовалютных компаний, и только часть из них лицензируют эту деятельность.

Казалось бы, получение специального разрешения должно усложнять процедуру открытия компании, но Максим Курбангалеев считает иначе: «Лицензирование рынка означает, что в конкретной стране законодательно закреплен определенный свод требований, выполнив которые компании разрешено вести свою деятельности. Соответственно, зная требования регулятора, криптовалютные компании смогут выстроить грамотную систему внутреннего контроля в сфере AML (англ. «Anti-Money Laundering» — «противодействие отмыванию денег» — Прим.ред.). Исполняя определенные требования регулятора из года в год, компания будет подтверждать лицензию и иметь определенные гарантии, что бизнес не затронут санкции. Заблокированных компаний станет меньше, а значит, будет шанс еще больше развить отрасль и привлечь дополнительные инвестиции».

Текущие санкции накладываются не на криптообмен в целом, а на отдельные компании, как SUEX – Максим Курбнагалеев


По мнению эксперта, отсутствие регулирования — не единственная проблема на рынке криптовалюты сегодня. «Пользователь не может отменить транзакцию и быстро проверить поступившие деньги. Да, существуют специальные программы по анализу блокчейна, но если они покажут, что, допустим, 20 блоков назад кто-то до вас провел средства через запрещенный обменник, ваш кошелек будет помечен специальной меткой. Даже если тот обменник признали запрещенным уже после совершения операции. Почему? — рассуждает Максим Курбангалеев. — Ответ тот же: нет регуляции сферы, нет строго закрепленных правил применения проверяющих инструментов, нет требований по частоте проведения проверок. Регулятор и правоохранительные органы действуют хаотично, и это, конечно, не принесет пользы никому. С таким подходом рано или поздно санкции распространятся как вирус, и вся криптовалюта окажется «зараженной» этими метками».

Максим Курбангалеев также отмечает: «Текущие санкции накладываются не на криптообмен в целом, а на отдельные компании, которые, по мнению регулятора, нарушили требования законодательства. Здесь речь скорее о банковских нормах и законах, которые негласно применяют на сферу криптовалюты. У меня нет гарантированно правильного решения, но кажется, что логично будет в сегодняшних условиях обязательно проводить тщательную KYC-проверку, как в банковском секторе (англ. «Know Your Customer» — «знай своего клиента» — Прим.ред.). Это поможет криптобиржам и обменникам оградиться от средств, задействованным в какой-либо нелегальной схеме. Но это временное решение. В долгосрочной перспективе, конечно же, государственным органам совместно с лидерами крипто-рынка нужно разрабатывать законодательную базу, иначе криптовалюта работать не будет».


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК