Маркировка, происхождение, НДС: Почему фуры с кыргызской одеждой застряли на российско-казахстанской границе? (интервью)
По ее утверждению, причиной данной ситуации стали ужесточенные проверки «серых» схем, а также строгий контроль за маркировкой и происхождением товаров. Речь идет о тысячах грузовиков, значительная часть которых перевозит одежду, изготовленную в Кыргызстане.
— Какие новые требования предъявляет Россия?
Важно различать обычный режим и временные правила, действующие с конца октября.
1. Обычный режим (требования, действующие давно):
— корректная маркировка одежды в соответствии с системой «Честный Знак» (для тех категорий, которые подпадают под обязательную цифровую маркировку), соответствие этикеток заявленным данным;
— подтверждение статуса товаров в рамках ЕАЭС и наличие соответствующих товаросопроводительных документов;
— для российских получателей — уплата внутреннего НДС в России (часто именно это становится «узким местом»). Ужесточенные проверки сосредоточены на этих вопросах.
2. Временный порядок (указ президента РФ от 24 октября 2025 г.)
До 10 декабря 2025 года разрешен ввоз товаров из Кыргызстана и Казахстана без документов, подтверждающих статус товаров ЕАЭС, и без маркировки, при соблюдении ряда условий:
— груз адресован российскому юридическому лицу;
— у перевозчика есть уведомление от получателя в таможенный орган РФ о необходимости задекларировать и промаркировать товар;
— получатель обязан доставить товар на склад временного хранения (СВХ), уведомить Минпромторг РФ о намерении маркировать, а также выполнить маркировку и декларирование;
— декларирование должно быть завершено до 27 декабря 2025 года;
Таким образом, формально «новые» препятствия для швейной продукции не введены, наоборот — временные меры облегчили процесс. Однако ужесточенные досмотры и выборочные проверки продолжают действовать, и если в партии обнаруживаются несоответствия в маркировке или документах, либо если имеются «нерегальные» грузы, грузовик может быть задержан на СВХ на несколько недель. Это приводит к простоям и сбоям в поставках.
Финансовые риски со стороны РФ
«На данный момент нет единой официальной оценки по швейной отрасли. Однако по некоторым данным, в апреле 2025 года общая просроченная задолженность российских компаний перед кыргызстанскими (по всем отраслям) оценивалась в 210 млн руб. Это общая цифра, не разделенная по отраслям. На практике многие швейные контракты остаются без выплат из-за задержек с разгрузкой фур и остановкой приемки на складах российских маркетплейсов», - отметила Атабекова.
— Существуют ли противоречия с договоренностями в ЕАЭС?
С точки зрения принципов ЕАЭС, свобода передвижения товаров и взаимное признание требований должны минимизировать подобные сбои. Однако на практике усиленный контроль и последующие меры, введенные Россией (включая временный порядок), создают де-факто нетарифные барьеры и неопределенность для экспорта. Хотя формально временные указания являются смягчением, существует риск, что после 10 декабря ситуация может вновь обостриться, если послабления не будут продлены и не будут установлены четкие коридоры для добросовестных поставщиков.
Основная проблема заключается не в новых барьерах, а в жесткой фильтрации серого импорта и недостаточной дисциплине в области маркировки и НДС со стороны некоторых российских получателей. Временные меры до 10 декабря облегчают ввоз, но не устраняют риски задержек на СВХ. Необходимы зеленые коридоры для добросовестных поставщиков швейной продукции, стандартизированный пакет документов и платёжные механизмы, связанные с фактом маркировки и приемки товара, чтобы разгрузить границу и вернуть предсказуемость в расчетах.
Помимо логистических трудностей на границе, швейная промышленность Кыргызстана сталкивается и с серьезными финансовыми рисками, обостряющимися из-за санкций против России и ее банковской системы.
Во-первых, меры, вводимые Западом и международными организациями против России, затрагивают транзитные расчеты и корреспондентские отношения банков из третьих стран, включая Кыргызстан. Например, несколько кыргызских банков оказались под санкциями ЕС, так как они обслуживали схемы обхода ограничений.
Во-вторых, производители в швейной отрасли сообщают о задержках расчетов за экспорт в Россию (или через Россию) — часть из-за проблем с платёжными каналами, часть из-за того, что российский партнер не может или не хочет проводить трансграничные переводы из-за санкционных рисков. Это увеличивает цепочку рисков: если товар задержан на границе или стоит на СВХ, то и оплата не поступает, а у производителя возникают дополнительные расходы на складирование, логистику и персонал.
В-третьих, санкционный режим создает неопределенность: даже если формально расчет возможен, банки становятся более избирательными, комиссии увеличиваются, а сроки растягиваются. Для экспортеров это означает необходимость дополнительного страхования рисков и более строгих условий оплаты (например, предоплата или аккредитив), чем это было ранее.
Несмотря на то, что в рамках ЕАЭС предусмотрена свобода перемещения товаров, на практике финансовые и санкционные реалии создают «скрытые барьеры». То есть логистика и таможенные процедуры могут функционировать, но если нет надежного способа расчетов — вся цепочка рушится.
Поэтому я рекомендую коллегам-экспортерам швейной продукции обратить внимание на следующие меры:
- заблаговременно согласовывать условия платежей с российским партнером с учетом банковских рисков;
- использовать валютные каналы, проверенные на санкционную чистоту;
- предусматривать возможные задержки платежей и дополнительные издержки;
- проводить юридическую и банковскую проверку получателя в России, чтобы убедиться в его платёжеспособности и возможности осуществления трансграничных операций.
Только так можно минимизировать убытки и сохранить конкурентоспособность кыргызской швейной продукции на российском рынке.
Обсудим?
Смотрите также:
