От схем к «белой» логистике: Глава швейной компании рассказал об изменениях на границе и простоях цехов
— Как функционировала карго-схема?
Процесс выглядел следующим образом: мы передавали товары карго-компании, которая оформляла документы на себя и ввозила их в Россию. Эта схема действовала десятилетиями, начиная с периода, когда офлайн-торговля была главной. С переходом к онлайн-торговле многие кыргызские продавцы, зарегистрированные как юридические лица (ИП, ОсОО), начали использовать Wildberries, продолжая ввозить товары по прежней схеме.
На протяжении долгого времени это работало, пока, начиная с 15 сентября, не начались активные проверки. Раньше на пограничном пункте между Казахстаном и Россией работало около 20 человек, теперь их число увеличилось в десять раз. С таким ростом персонала возросло и количество проверок.
Из-за этих изменений логистика подорожала: если раньше стоимость карго-сервиса составляла 50 рублей за килограмм, то теперь она достигает 250-300 рублей, что сказывается на себестоимости товаров. Сроки доставки также увеличились — теперь товары могут доезжать до места назначения от одного до двух месяцев.
— Что именно проверяют на границе?
Некоторые грузы поступали через Кыргызстан как реэкспорт: товары, произведенные в Китае, оформлялись документами как произведенные в Кыргызстане. На проверках вскрывается, что вместо обуви по документам внутри находятся планшеты и телефоны. То же касается товаров народного потребления: по документам — ТНП из Кыргызстана, а фактически — китайская или брендовая продукция.
В результате такие грузы отправляются на склады временного хранения (СВХ) для дополнительной проверки: сверяются документы и происхождение товаров. Если информация не соответствует действительности — товары конфискуются. Ранее в одну фуру помещалось около 400 мешков: 200–300 из них — местное производство с надлежащими документами, а остальные — китайский реэкспорт, который «замешивался». На местах существовала коррупция, но сейчас контроль стал значительно жестче.
— Какие документы необходимы для легального ввоза?
Для легального ввоза («в белую») требуется стандартный пакет документов, включающий:
- договор/контракт (с указанием отправителя, получателя, производителя, страны происхождения);
- товаросопроводительные документы;
- декларации и сертификаты соответствия;
- подтверждение происхождения;
- электронный документооборот: транспортная накладная, экспортная счёт-фактура, CMR, таможенная декларация, спецификации.
Важно, чтобы это были подлинные документы, проверяемые в системах. В настоящее время все это тщательно проверяется.
— Как проходят проверки и сколько времени они занимают?
Даже если груз «белый», карго везёт легально и документы в порядке, по указу президента РФ при въезде в страну необходимо заехать на склад временного хранения (СВХ) — например, в Тольятти. Там проводятся полные проверки машины, товара и документов. Если все совпадает, груз может покинуть СВХ в течение 2–3 дней. На данный момент «белые» грузы доходят за 10–12 дней. В то время как «серые» грузы с проблемами с документами остаются на дополнительной проверке, которая может занять от 2 до 3 месяцев.
Сигналы о предстоящих строгих проверках поступали от российской стороны. К сожалению, наши госорганы не были готовы к этому. Были попытки решить проблему, но они не увенчались успехом. Российская сторона четко заявила: «Всё, обеляйтесь». В рамках таможенного союза времени на «обеление» экономики было достаточно, но, как это часто бывает, мы спохватились в последний момент.
— Каковы финансовые потери?
Из-за текущей ситуации мы уже упустили осенне-зимний период. У меня на границе уже два месяца стоит почти 20 000 единиц товара на сумму около 16 миллионов сомов. Мы стремимся работать легально, но по новым требованиям в России необходим российский получатель — юридическое лицо или ИП, который подтвердит получение товара и будет нести за него ответственность. Также необходимо уплатить ввозной НДС — 20% (после Нового года — 22%). Кроме того, для товаров из Кыргызстана требуется договор на маркировку «Честным знаком», где указывается товар, страна производства (Кыргызстан) и дата. После этого товар передается нашему импортёру в России, который вводит коды маркировки в оборот, и товар становится официально промаркированным.
Что касается швейных цехов, у нас есть заказы, мы шьем и отправляем, но товары застревают на границе. Получатели должны быстро принять товар, выгрузить на маркетплейс или рынок, продать и вернуть деньги. Как это сделать, если товар уже два месяца «в подвешенном состоянии»? Я сам нахожусь в кассовом разрыве — два месяца не можем завести и продать товар. Сезон потерян. Те, кто успел завести и продать, им повезло.
Многие швейные цеха остаются без заказов, работники сидят без дела. Многие отправляют сотрудников в вынужденные отпуска. У некоторых есть иностранные работники (из Бангладеш, Индии) — их приходится отправлять домой, так как содержание становится слишком дорогим: жильё, питание, налоги. Я давно не видел такой стагнации и кризиса. Отрасль находится в глубоком кризисе; восстановиться прежними силами предпринимателей станет крайне трудно — необходима помощь государства. И если её не будет, может быть слишком поздно.
Россия жестко закрыла серые схемы и требует легального подхода. Работать можно, но только по строгим правилам: прозрачные документы, российский получатель, уплата НДС, маркировка «Честным знаком», ввод в оборот. Это увеличит затраты на 10–20%, но позволит избежать многомесячных задержек на СВХ и конфискаций. Без системной поддержки государства отраслям будет крайне сложно преодолеть текущий кризис.
Обсудим?
Смотрите также:
