В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ: Мечты и опасности переноса столиц в меняющейся Азии
В Монголии планируется создать новый город в обширной долине реки Орхон.
«Некоторые государства Азии надеются, что новая столица поможет решить исторические проблемы. Однако, как показывает опыт, перенос столиц зачастую оказывается гораздо более сложным, чем планировщики предполагают», — отмечает CNA.
В XIII веке Чингисхан, объединив кочевые племена, начал поиски священного центра для своей империи.
Согласно легенде, он получил шаманское видение о долине, которая находилась под защитой Вечного Синего Неба — божества его народа.
Эта долина реки Орхон, широкая и открытая, остается священной и по сей день, служа домом для многих культур на протяжении веков.
Сначала она служила стратегическим пунктом на Шелковом пути, а затем превратилась в Хархорум — космополитичный центр торговли и культуры.
Спустя несколько десятилетий Хубилай-хан, внук Чингисхана, разрушил Хархорум и переместил столицу в Улан-Батор.
После этого Хархорум оказался погружен под землю, его дворцы со временем исчезли, но память о городе осталась. Теперь Монголия планирует вернуть это место как новую столицу.
Правительство разработало план на сумму $30 миллиардов для восстановления центра страны, который должен стать не только новой столицей, но и решением проблем загрязнения и пробок, существующих в Улан-Баторе.
«Хархорум когда-то был мировым центром культуры и экономики, как Нью-Йорк сегодня», — рассказал мэр города Харкорум Халтар Лувсан агентству CNA из офиса в Улан-Баторе, где архитекторы и инженеры работают над новым проектом.
«Мы стремимся объединить историческую идентичность с современными принципами умных и цифровых городов», — добавил он.
Возрожденный Хархорум, находящийся в 350 км от нынешней столицы, представляет собой лишь последнюю главу длинной истории региона.
По всей Азии правительства различных стран пытались изменить свои границы, создавая новые столицы. Эти действия направлены на устранение старых проблем и распространение процветания.
Ранее подобные решения принимались в Малайзии, Шри-Ланке и Мьянме.
Идея переноса столицы продолжает обсуждаться, от джунглей Борнео до поймы реки Чао Прайя: когда в стране возникают кризисы, обсуждают возможность строительства нового центра.
Индонезия находится на пути к передаче функций управления в новый город Нусантара, в то время как Джакарта сталкивается с серьезными городскими проблемами.
В начале 2023 года министерство внутренних дел Таиланда изучило возможность переноса столицы в связи с угрозой уровня моря и ежегодным опусканием, затрагивающим Бангкок.
Южная Корея развивает проект «Город Седжон», а Филиппины рассматривают развитие Нью-Кларк-Сити как часть долгосрочного плана децентрализации для снижения нагрузки на Манильское метрополитен.
Как и в Индонезии, Монголия стремится создать новый центр, основываясь на принципах устойчивого развития, с акцентом на экологичность и комфорт для жизни.
«Привлекательность заключается в том, что у нас есть возможность начать с чистого листа, и это простая, но привлекательная идея», — отметила Натали Кох, профессор Сиракузского университета.
Тем не менее, за красивыми лозунгами скрываются более сложные реалии, включая элитарные интересы и компромиссы между символикой и реальностью.
История показывает, что столицы редко перемещаются так гладко, как это задумывают их создатели. Примеры таких неудач можно найти от Нигерии до Мьянмы.
«Создание города с нуля — это прекрасная идея, но это не решает коренные структурные проблемы», — добавила Кох.
Те же вопросы, что возникали у других лидеров, теперь встают и перед Монголией.
МАНДАТ МОНГОЛИИ НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
Несмотря на низкую плотность населения страны, в Улан-Баторе наблюдаются серьезные проблемы с перенаселением и пробками.
С наступлением зимы угольные источники загружают атмосферу ядовитым дымом, который сохраняется на протяжении месяцев.
«Этот город душит, он крайне негостеприимен», — сказал Баттушиг Тогтох, руководитель социальной организации Gerhub, занимающейся устойчивым развитием в Улан-Баторе.
Улан-Батор окружен горами и ограничен в пространстве, а растущие районы традиционных палаток испытывают нагрузку на инфраструктуру, в том числе на водоснабжение и вывоз отходов.
Город, рассчитанный на 250 000 человек, теперь вмещает почти 1.6 миллиона, что составляет половину населения Монголии на менее чем одной тысячной процента территории страны.
Это «чрезмерная плотность населения», — отметил Оюунбат Батаа, директор по городскому планированию в Хархоруме.
«Улан-Батор сталкивается с трудностями из-за пробок, загрязнения и перенаселенности. Социальные и экономические возможности сосредоточены в одном месте, и люди естественным образом стремятся туда», — добавил он.
Проект «Новый Хархорум» рассматривается как решение для Улан-Батора.
Согласно правительственному прогнозу, к 2050 году население Монголии вырастет до 5 миллионов, из которых около 10% будут проживать в регионе Хархорум, что подразумевает город с численностью около 500 000 человек.
Халтар Лувсан сообщил, что после утверждения генерального плана, что займет от 12 до 18 месяцев, начнется реализация проекта с целью размещения до 30 000 жителей в течение следующего десятилетия.
Одной из первоочередных задач станет создание транспортной инфраструктуры, включая новые автомобильные и железнодорожные пути, а также международный аэропорт.
Проект новой столицы также включает создание сельскохозяйственного кластера, восстановление древних озер и раскопки, которые превратят первоначальный Хархорум в музей под открытым небом, привлекающий туристов.
Халтар также отметил, что это часть стратегии создания транснационального туристического пояса, соединяющего Россию, Китай и Европу через Монголию.
Создание Парка Великих Ханов, мемориального сада, посвященного великим правителям Монголии, уже началось, где планируется высадить 700 000 новых деревьев.
По мере развития Нового Хархорума будут расширяться предприятия, социальные услуги и инфраструктура, включая здравоохранение и образование, с внедрением технологий и принципов устойчивого развития.
«Создание нового города с нуля кажется сложной задачей, но у нас есть мечты и цели, и мы намерены их достичь», — сказал Халтар.
УРОКИ ИНДОНЕЗИИ И ЕЕ БУДУЩАЯ СТОЛИЦА
Хотя идея Нового Хархорума уникальна для Монголии, проблемы, с которыми она сталкивается, знакомы многим стран в регионе.
Еще до того, как Джоко «Джокови» Видодо, президент Индонезии, объявил о планах переноса столицы в Нусантара, основатель страны, Сукарно, также мечтал о создании нового центра.
Он был разочарован Джакартой, перенаселенным городом, и мечтал о Палангкарае в Центральном Калимантане как о новом центре нации.
Город был построен, но его грандиозные планы так и не были реализованы.
Когда в 2019 году Джокови объявил о новом центре в Восточном Калимантане, его видение, возможно, было другим, но место напоминало старое, — заявил Андерс Кирстейн Мөллэр, исследователь городской географии в Национальном университете Сингапура.
«Сукарно был идеалистом, стремившимся к материальному развитию страны, в то время как Джокови акцентирует внимание на модернизации и высоких технологиях», — добавил он.
Мөллэр отмечает, что заложенные основы Нусантары могут привести к «хрупкому» проекту, где отсутствует консенсус о его символике и приоритетах.
Нусантара должна была стать зеленым и умным городом, но многие прогнозы и концепции создают «черный ящик для политики», что может привести к разочарованию.
Первоначальная стоимость строительства Нусантары оценивалась в $32 миллиарда, при этом значительные частные инвестиции необходимы для покрытия 80% расходов. К 2045 году предполагается, что здесь будет жить до 1.9 миллиона человек.
Строительство Нусантары активно продолжается, хотя находится на ранних стадиях, и некоторые ключевые элементы уже существуют или строятся, в то время как другие остаются в планах.
Проект сталкивается с растущими издержками и меняющимися политическими приоритетами.
В сентябре статус Нусантары был понижен с «национальной столицы» до «политической столицы» при администрации президента Прабово Субианто.
ПЕРЕЕЗЖАТЬ ИЛИ НЕ ПЕРЕЕЗЖАТЬ?
Пока Индонезия пытается определить роль Нусантары, другие страны наблюдают за ее примером.
Бангкок и Манила, как и Джакарта, также сталкиваются с вопросами жизнеспособности для будущих поколений.
Столица Таиланда находится на опасной высоте всего 1.5 метра над уровнем моря.
Сейчас поднимающееся море угрожает Бангкоку, который страдает от наводнений и оседания земли на 2 см ежегодно. Город, построенный на воде, рискует быть поглощенным ею.
«Я боюсь, потому что нет ничего, что могло бы нас защитить», — сказал Синсамут Пхуттамипхол, 64-летний рыбак, живущий у Сиамского залива.
Учитывая эти опасения, в стране уже давно идут обсуждения о возможном переносе правительства из Бангкока.
В начале 2000-х правительство Таксина Чинавата изучало возможность переноса столицы в Накхоннайок, находящийся в 100 км к северо-востоку от Бангкока.
После наводнений в 2011 году вновь встал вопрос о перемещении столицы во внутреннюю зону безопасности. В 2019 году тогдашний премьер-министр Прают Чан-Оча поднимал эту тему в контексте борьбы с пробками.
В этом году один из законодателей предложил перенести столицу в Накхонратчасиму, но комитет Министерства внутренних дел пришел к выводу, что это будет слишком дорого и потребует референдума. Вместо этого предложено усилить защиту Бангкока.
Тем не менее, комитет не отказывается от идеи переноса и призывает к изучению опыта других стран.
В то время как город находится под угрозой, ландшафтный архитектор Кочакорн Вораакхом утверждает, что необходимо проявлять устойчивость, а не просто покидать город.
«Нам нужно адаптироваться, а не переезжать», — говорит она о мегаполисе, который может процветать в условиях воды.
«История Бангкока показывает, что мы можем жить с наводнениями. Даже если перенести столицу, проблемы Бангкока не исчезнут», — добавила она.
Манила также сталкивается с проблемами, связанными с наводнениями и землетрясениями, что приводит к перегрузке и нестабильности.
Разные правительства искали решения внутри страны.
Филиппинский историк Майкл Панте наблюдает, как Нью-Кларк-Сити постепенно разрастается к северу от Манилы.
В 2018 году это место предложили в качестве резервного центра, устойчивого к стихийным бедствиям, но завершение строительства запланировано на 2065 год, с потенциальным населением 1.2 миллиона человек и инвестициями в $2.5 миллиарда до 2024 года.
Новый город задуман как «умный город» с принципами устойчивого планирования и уже функционирующим международным аэропортом на высоте 60 метров над уровнем моря.
Тем не менее, Панте считает, что новый город скорее станет убежищем, чем заменой столицы.
Приоритеты на Филиппинах сейчас больше практические, чем символические: защита управления и привлечение инвестиций стоят выше, чем в прошлом.
Долгие годы Манила искала пути избавиться от колониального наследия. Столица была перенесена в Кесон-Сити после независимости в 1946 году, чтобы сформировать новую идентичность.
Столица просуществовала около трех десятилетий, прежде чем вернулась в Манилу, и с тех пор желание избавиться от прошлого ослабло.
«Кларк не позиционируется как заменитель Манилы, а скорее как поддержка для города, который не может удовлетворить потребности всех своих жителей», — отметил он.
«Если Кларк создаст достаточное количество рабочих мест, это будет хорошо. Но это не должно происходить за счет выселения людей или использования этого как оправдание для игнорирования проблем Манилы», — добавил он.
ВОПРОСЫ ЛЕГИТИМНОСТИ И НАСЛЕДИЯ
Решения о строительстве новой столицы часто представляются как благо для общества, направленное на решение существующих проблем и борьбу с изменением климата.
Однако Кох подчеркивает, что успех проекта зависит от того, кто контролирует повествование и получает выгоду от контрактов.
Она исследовала аналогичные проблемы с новыми столицами в других странах, где неудачные проекты часто приводят к выгодам для элиты.
«Важно задать себе вопрос: для кого же на самом деле успешна новая столица?» — сказала она.
«Сложно не заметить, что многие проекты в странах с различной политической системой — это просто попытки элиты заработать деньги, и многие места остаются пустыми, потому что их создатели уже получили прибыль и больше не заинтересованы», — добавила она.
В Индонезии проект Нусантара стал, по мнению некоторых, личным наследием Джокови, а не общенациональной целью, как отметил Маркус Мейцнер из Австралийского национального университета.
«Джокови видел в Нусантаре свое главное наследие, символ его политического мужества, хотя для его критиков это отражает его недальновидность», — отметил он.
Решение бывшего президента привело к созданию неэффективного проекта, который требует консенсуса среди элиты, чего не хватает с самого начала.
Хотя Прабово подтвердил свою поддержку Нусантары, его правительство разработало восемь приоритетных программ на 2026 год, но не упомянул новую столицу.
Из-за недостатка прозрачности и других проблем, Бенни Субианто, консультант Гарвардской школы государственного управления, считает, что Нусантара может стать «городом-призраком».
«Скорее всего, Нусантара не станет символом обновления и столкнется с серьезными трудностями», — добавил он.
В Монголии Тогтох выражает беспокойство по поводу реализации нового проекта Хархорум, который потребует значительных объемов финансирования.
Доверие к правительству в стране снизилось: в июне премьер-министр Лувсаннамсрай ушел в отставку после протестов молодежи из-за коррупции.
Монголия сталкивается с серьезными проблемами коррупции, занимая 114-е место по индексу Transparency International, где 69% монголов считают коррупцию в правительстве серьезной проблемой.
В марте Комитет ООН по правам человека раскритиковал коррупцию в стране, особенно на высоком уровне, и выразил озабоченность отсутствием эффективного антикоррупционного законодательства.
«Нам не хватает морали и этики», — отметил Тогтох.
«Никакое планирование не поможет, если не будет честности и прозрачности», — добавил он о планах новой столицы.
Халтар признает, что перед ним стоит большая задача, но верит, что правительство и народ поддержат Новый Хархорум.
«Успех проекта зависит от качества его планирования. Если планы будут четкими, проект будет успешным», — подытожил он.
ЛОВУШКА ДВУХ СТОЛИЦ
Во всем мире многие страны сталкиваются с «ловушкой двух столиц», когда правительства управляют министерствами, но не могут решить реальные проблемы.
В Казахстане процесс легитимации новой столицы Астаны был длительным и сложным. Нейпьидо в Мьянме не смог отразить жизнь и культуру Янгона на протяжении десятилетий.
В Малайзии правительство перенесло резиденцию в Путраджайю в 1999 году, чтобы разгрузить Куала-Лумпур, но Путраджайя по-прежнему находится в орбите этого города.
Другие столицы, такие как Канберра, Исламабад и Бразилиа, стали жизнеспособными городами, но для этого потребовались десятилетия инвестиций и политического капитала.
Мөллэр отмечает, что такие инвестиции могут дорого обойтись существующим местам, и это следует учитывать тем, кто планирует новые столицы.
Существующие столицы по-прежнему нуждаются в финансировании для решения проблем, таких как загрязнение и пробки.
«Если вы тратите много времени и ресурсов на сложный проект, у вас не останется сил на решение других, менее крупных проблем», — отметил он.
Как подчеркивает Чинтан Равешия из Arup, если на начальном этапе не будет решены ключевые вопросы, такие как управление и экология, «это создаст огромные проблемы с легитимацией на следующие 20 лет».
«Самое трудное для новой столицы — это отсутствие исторической памяти. Она формирует города», — добавила Равешия, руководитель городского планирования и дизайна в Азиатско-Тихоокеанском регионе компании Arup.
«Отсутствие исторической памяти приводит к отсутствию чувства принадлежности».
Равешия также отметила, что настоящая устойчивость требует заботы и связи с природой, а не быстрой застройки.
Однако даже если планировщики обещают экологичность, процесс нового строительства часто оказывается разрушительным. В Нусантари вырубили тысячи гектаров леса для создания города, рассчитанного на «нулевое потребление углерода».
«Экологические соображения не могут служить оправданием для разрушительных проектов», — отметила Кох.
Жители долины реки Орхон испытывают смешанные чувства: надежду и неуверенность в будущем. Этот регион, богатый историей, долго страдал от неразвитости.
«Я верю, что они смогут создать красивый город», — сказал Ганбат Сандаг, владелец местной торговой палатки.
«Это исторически значимое место», — добавила Сараа Банзар, владелица сувенирного магазина рядом с древним монастырем Эрдэнэ-Зуу.
«Надеюсь, монголы смогут это сделать. Но я не уверена», — заключила она.
На просторах Хархорума, где сейчас растет трава на месте старых камней, стоит задуматься, какой след оставит новый город.
автор: Джек Борд
перевод: Татар С.Майдар
источник: MiddleAsianNews
Обсудим?
Смотрите также:
