Почти полное вымирание человечества 900 000 лет назад предшествовало Великой миграции
Еще до того, как появился Homo sapiens, наши предки были на грани вымирания. Данные из разных источников подтверждают эту теорию, но дают противоречивые оценки времени: одно исследование утверждает, что это произошло 1,15 миллиона лет назад, а другое - на 200 000 лет позже. Пересмотр данных подтверждает более позднюю цифру и может выявить одно из самых важных событий в генеалогическом древе человечества. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Геномы видов могут нести свидетельства тех времен, когда организмы проходили через крайние узкие места, сокращаясь до небольшой части своей предыдущей популяции. Наследие инбридинга, которое они могут оставить после себя, может увеличить опасность исчезновения для многих поколений, но некоторые из них в конечном итоге выздоравливают.
В случае с человечеством узкое место возникло среди предков, вероятно, Homo erectus, задолго до того, как мы появились как вид, но наследие все еще можно найти. Однако когда дело доходит до определения времени этого события, генетики и палеонтологи расходятся во мнениях, а конкурирующие статьи предлагают разные даты. Решение вопроса важно, поскольку, не зная сроков, установить причину практически невозможно. Новая работа утверждает, что разрешила это противоречие и предоставила доказательства неопознанной миграции людей в этом процессе.
Доводы в пользу того, что узкое место произошло 930 000 лет назад, были сделаны в прошлом году в ходе генетического исследования, в ходе которого было подсчитано, что в то время на планете проживало менее 1300 гомининов. Согласно этому исследованию, это не была кратковременная катастрофа. Вместо этого популяция оставалась незначительной – по современным стандартам люди принадлежали к списку исчезающих видов – в течение 117 000 лет. Генетическое разнообразие современного человека почти на две трети ниже, чем было бы без узкого места.
Даже когда эта статья была опубликована, сопровождающий ее комментарий вызвал сомнения относительно некоторых аспектов выводов. Комментаторы утверждали, что археологические данные свидетельствуют о том, что в то время гоминины были широко распространены, но по какой-то причине большинство из них не внесли вклада в современную генетику.
Даже авторы этой статьи признали, что генетика не дает ответов на все вопросы в подобном случае и требует археологической поддержки. Всего несколько недель спустя тот же журнал опубликовал независимые свидетельства серьезного сокращения числа мест, занимаемых людьми, но поместил его с 1 154 000 до 1 123 000 лет назад – заметно более короткий и ранний разрыв.
Согласно второму исследованию, исчезновение населенных пунктов стало результатом резкого увеличения изменчивости климата, вытеснившего наших предков из Европы.
Разрешить разногласия стремились авторы профессор Джованни Муттони из Миланского университета и профессор Деннис Кент из Колумбийского университета. На основании изменений изотопов кислорода они пришли к выводу, что первый крупный ледниковый период плейстоцена произошел около 900 000 лет назад.
Это хорошо согласуется с генетической интерпретацией, но как насчет археологического пробела? Муттони и Кент провели повторную оценку мест в Европе и на Ближнем Востоке, которые, как предполагается, свидетельствуют о более раннем демографическом падении, и пришли к выводу, что датировка не так надежна, как утверждалось ранее.
Есть также свидетельства присутствия гомининов в Восточной Азии до 2,1 миллиона лет назад, но они настолько редки, что Муттони и Кент утверждают, что на самом деле невозможно выявить изменения в популяциях.
С другой стороны, они утверждают, что места обитания гоминидов начали появляться по всей Евразии около 900 000 лет назад. Они интерпретируют эти данные как указание на то, что очень засушливые условия в Африке примерно в это время стали настолько некомфортными для наших предков, что большинство из них вымерло. Между тем, низкий уровень моря облегчил выжившим миграцию из Африки, став предками неандертальцев и денисовцев.
Муттони и Кент утверждают, что многие другие африканские животные, например, слоны, совершали аналогичные миграции в то же время.
Авторы не уверены, действительно ли другие члены человеческого семейства ранее присутствовали в Евразии. Если бы они это сделали, предполагают Маттони и Кент, они, возможно, были бы вытеснены вновь прибывшими или вымерли раньше по другим причинам. В любом случае, они не оставили никакого наследия в человеческом геноме, даже небольшого вклада, который внесли неандертальцы и денисовцы, когда первый H. sapiens совершил еще одно путешествие из Африки 100 000 лет назад.
Обсудим?
Смотрите также: