"У нас есть нефтяные месторождения, которые позволили бы обеспечить себя"

По мнению Дуйшенбека Камчыбекова, председателя Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызской Республики, стране необходимо предоставить особый статус горнодобывающему сектору и геологии. В своем обращении к президенту КР и главе ГКНБ он отметил:
"Уважаемый Садыр Нургожоевич!
Уважаемый Камчыбек Кыдыршаевич!
В последнее время наблюдается активность со стороны государства в сфере горно-металлургической отрасли. Согласно официальным данным, за первые девять месяцев текущего года в государственный бюджет поступило более 42 миллиардов сомов. Ожидается, что к концу года эта сумма возрастет до 50 миллиардов сомов, что является впечатляющим показателем. Некоторые компании в этой области не только не получают поддержки от государства, но и пополняют бюджет значительными суммами. Это говорит о важной роли горнодобывающей отрасли в нашей экономике.
Работа в правовом поле также продолжается. Лицензии у компаний, нарушивших закон, были аннулированы и возвращены государству. Это также приносит в бюджет сотни миллионов сомов, что свидетельствует о правильном направлении работы.
Тем не менее, остаются нерешенные вопросы. Если их своевременно обсудить и устранить, это позволит отрасли развиваться ещё быстрее и достигать новых успехов. Наша ассоциация неоднократно направляла обращения по этим вопросам.
В частности, в феврале 2021 года состоялась встреча с Президентом, на которой обсуждались проблемы горной отрасли, и наша ассоциация представила свои предложения. Теперь, в продолжение тех обсуждений, мы вновь хотим озвучить ряд актуальных вопросов.
Мы считаем целесообразным создать постоянную рабочую группу, включающую специалистов, опытных инженеров и ученых, что существенно поспособствовало бы развитию горного сектора.
В нашей организации работают ветераны, которым сейчас почти 90 лет, а многим более 60. Мы хотим задействовать их опыт и знания для блага государства.
Таким образом, мы предлагаем разработать специальную государственную программу или постановление по развитию горной отрасли, который станет основой для стратегического планирования в будущем.
Важно создать концепцию развития, которая должна включать подходы к освоению всех месторождений - золота, железа, угля, нефти и газа. К сожалению, на уровне государства такой документации сейчас нет. Кроме того, уже три года идет обсуждение "Горного кодекса", но мы считаем, что правильнее было бы принять "Кодекс о недрах".
Мы готовы активно участвовать в создании рабочего аппарата.
На сегодняшний день в министерстве есть направления, касающиеся экологии, природных ресурсов и технического надзора, однако вопросы горной отрасли и геологии остаются незамеченными. В последние два года мы слышали в основном о проблемах экологии и климата, в то время как горная отрасль и геология оказались в тени. Проведение мероприятий по нашим предложениям было бы полезно.
При министре Мелисе Турганбаеве проводились регулярные совещания, на которых обсуждались актуальные проблемы и потребности отрасли, но сейчас такие встречи прекратились. Поэтому необходимо внести изменения в структуру управления, выделив горную и геологическую отрасли в отдельный орган, возможно, в виде агентства. В прошлом году республика добыла всего 27 тонн золота, в то время как Узбекистан - 129 тонн, а Казахстан - 87 тонн. Ранее Казахстан также добывал около 30 тонн золота. Узбекистан значительно усилил внимание к своей горной отрасли, подняв её на уровень министерства. Если бы мы создали подобную структуру управления, это открыло бы новые горизонты для развития.
Среди обсуждаемых нами проблем - создание самостоятельных учреждений по переработке угля, газа и нефти, обеспеченных необходимыми условиями для работы.
Например, "Кыргызкомур" сегодня имеет лишь около 20 лицензий, что составляет около 5% от общего числа. Остальные лицензии находятся у частных компаний. Государственная политика в этой сфере должна стремиться к созданию единой системы управления, чтобы все лицензии контролировались из одного центра.
Ситуация аналогична у "Кыргызалтын", который владеет только 15–20 лицензиями, в то время как общее количество лицензий на добычу золота в стране превышает 400. Это указывает на необходимость объединения этих отраслей и формирования единой стратегии.
Сходные проблемы наблюдаются и в энергетике, включая уголь, нефть и газ. В настоящее время Кыргызстан в основном закупает нефть и газ у соседних стран - Казахстана и России, хотя у нас есть свои запасы. Развитие этой отрасли - это важный вопрос для будущего страны.
По нашим оценкам, у нас есть нефтяные месторождения, которые могут обеспечить нашу независимость. Если мы направим средства и внимание на их развитие, это станет значительным достижением. Мы предполагаем, что в недрах находится более 1 миллиарда тонн сырой нефти; если бы мы ежегодно добывали хотя бы 3 миллиона тонн и перерабатывали 1,5 миллиона тонн, это могло бы полностью обеспечить страну. Если "Кыргызнефтьгаз" получит полномочия и возможность контролировать лицензии, мы сможем обеспечить страну нефтью и газом.
Наши месторождения расположены в районах, находящихся под контролем местных властей. В каждой области и районе необходимо знать о наличии месторождений и разрабатывать бизнес-планы для извлечения прибыли. Это поможет избежать конфликтов между компаниями и местными органами власти. Было бы полезно разработать документы, четко определяющие, какие доходы поступают в бюджет и какие социальные пакеты будут предоставлены населению.
Также важен вопрос научной поддержки разработки месторождений. Ранее при Академии наук функционировали отдельные институты, в том числе один институт горной металлургии, который сейчас относится к Техническому университету. Необходимо создать независимый центр, который будет работать вместе с предприятиями и заниматься подготовкой кадров.
Наконец, кадровая проблема. Если на предприятиях горной отрасли будут работать квалифицированные специалисты, это приведет к улучшению результатов. Мы наблюдаем, что мнения по этому вопросу зачастую различаются. Например, когда в "Кыргызкөмүр" пришел человек из прокуратуры, он не был специалистом и не смог предложить обоснованные решения, что замедлило работу. В данный момент на этом месте работает квалифицированный специалист, и результаты улучшились. При возвращении Кумтора под управление Кыргызстана возникли вопросы, связанные с развитием трещин; если бы они не были вовремя решены, добыча золота могла бы сократиться с 14,5 до 7 тонн. Мы как специалисты сделали профессиональное предложение, и этот вопрос был успешно решен с нашей помощью.
Сегодня, благодаря правильным решениям нашего государства, государственные предприятия "Кыргызкомур", "Кыргызалтын" и "Кыргызнефтьгаз" получают доступ к золотым, угольным и нефтяным месторождениям и активно работают. Новые изменения в правовом поле могут решить еще больше вопросов. Государственные предприятия получают лицензии на месторождения по решению правительства, что является правильным шагом. Однако можно рассмотреть и более эффективные пути. Например, можно проводить конкурсы на государственные месторождения, что позволит привлечь стартовые суммы в бюджет и предоставить выигравшей компании долю участия государственных предприятий. Необходимо также обновить положения о геологических запасах и внести изменения в ГКЗ, так как ресурсы на Кумторе и других месторождениях не учтены. Мы предоставим свои предложения по этим вопросам. Реализация вышеуказанных инициатив позволит горнодобывающей и геологической отраслям стать основными источниками устойчивого развития государства, создания новых рабочих мест и пополнения бюджета.
Наша ассоциация готова к тесному сотрудничеству с государственными органами, предлагая свои знания и опыт для решения имеющихся проблем".
Обсудим?
Смотрите также:
