"Зверополис" и Брэд Питт подвинулись. Как кыргызское кино захватило 50% рынка
Наиболее успешные ленты включают "Кудай сактасын", "Битир" и "Керексин". В этом году на экраны вышло 72 кыргызских фильма, а "Кыргызтасмасы" прогнозирует, что в следующем году их число может достичь ста.
Причины успеха
Как сообщает Алмаз Тулекеев, директор "Кыргызтасмасы", наблюдается заметный рост отечественного кино на рынке за последние два-три года. Похожие тренды можно наблюдать и в Казахстане."Основная причина успеха в налоговых льготах. Кинопроизводители в Кыргызстане платят лишь 4% единого налога. Для резидентов Парка креативных индустрий эта ставка снижается до 2%. Если фильм приносит миллион сомов, налог составит около 20 тысяч. Государство предоставляет полную поддержку, и у нас стоит задача увеличивать объем производимого контента. Открыть студию и начать съемки стало легко и выгодно," — объяснил он.
Благодаря этим условиям в стране функционирует около 80 продакшн-студий, и их число продолжает увеличиваться.
Сильные стороны Кыргызстана в кино
Несмотря на то, что по качеству визуальных эффектов кыргызское кино еще не может соперничать с голливудскими или индийскими блокбастерами из-за нехватки специалистов, оно выделяется благодаря уникальным историям и сценариям, которые находят отклик у местной аудитории."В стране сформировалось молодое поколение актеров, включая блогеров, которые привлекают зрителей в кинотеатры. Хотя существуют споры о том, что в фильмах снимаются блогеры вместо профессиональных актеров, это обычная практика в мире. Подготовка кадров ведется в пяти вузах и колледжах, которые обучают режиссеров, сценаристов, операторов и актеров," — добавил Тулекеев.
Местные команды уже достигли международного уровня: одни создают сериалы для Китая, другие занимаются трюковыми сценами во Вьетнаме и работают с создателями турецких исторических драм.
Текущие тенденции в кыргызском кино
Комедия остается самым популярным жанром, занимая до 40% национального репертуара. Именно комедийные фильмы чаще всего показывают лучшие кассовые результаты, несмотря на то, что этот жанр считается одним из самых сложных.По данным четырех кинотеатров, на данный момент самым кассовым фильмом является "Зверополис-2", за ним следуют "Напарники-3". Следует отметить, что прокат все еще продолжается, и цифры могут измениться. Далее в рейтинге расположены "Формула-1", "Битир", "Ашыгым" и другие картины," — сообщила представитель кинотеатров.
Иностранные продюсеры заинтересованы в Кыргызстане
Привлекательные налоговые условия (включая 4%) и уникальные природные локации способствуют тому, что иностранные кинопроизводители проявляют интерес к Кыргызстану. Здесь уже были сняты фильмы и клипы из России, Казахстана, Индии и Ирана."Сегодня у нас есть местные компании, которые работают на английском и китайском языках. Это кыргызстанские специалисты, которые могут полностью поддержать иностранные съемочные группы," — отметил Алмаз Тулекеев.
Одним из основных преимуществ остаются живописные природные локации: Иссык-Куль, горные вершины, джайлоо и богатый животный мир, включая редких белых бабочек.
Будущее кыргызского кино
По мнению Тулекеева, в ближайшие два-три года позиции кыргызского кино на рынке будут только укрепляться. Это связано с ростом профессионализма в индустрии, увеличением числа продакшн-компаний и активностью молодых продюсеров и режиссеров, чей средний возраст составляет около 35 лет.Дополнительным фактором является постоянный рост зрительского интереса к кинотеатрам. В Кыргызстане сохраняется культура похода в кино, и количество зрителей продолжает увеличиваться как в Бишкеке, так и в регионах. Даже в малых городах и селах, несмотря на климатические условия — жару, холод или снег — люди продолжают посещать кинотеатры, что делает строительство новых залов экономически оправданным.
Государство и частные инвесторы продолжают вкладывать средства в развитие киноинфраструктуры в регионах, открывая новые кинотеатры и многофункциональные культурные центры. В совокупности с ростом национального кинопроизводства это позволяет кыргызским фильмам сохранять свои доминирующие позиции в прокате и успешно конкурировать с зарубежным контентом.
Обсудим?
Смотрите также:
