«Виртуальное вскрытие» показало, что полное отсутствие солнечного света убило малыша эпохи Возрождения
«Виртуальное вскрытие» уникально сохранившегося тела аристократического ребенка эпохи Возрождения позволило заглянуть в короткую жизнь, пусть и привилегированную, но далекую от совершенства. На протяжении большей части истории человечества шансы дожить до зрелого возраста были в лучшем случае равными. Для этого есть много причин, но это не говорит о всей истории. Для этого нет ничего лучше, чем приблизиться к некоторым реально существующим историческим реликвиям — и группа ученых из Германии недавно получила редкую возможность сделать именно это. Результаты из исследования были опубликованы в Frontiers in Medicine.
Команда объединила передовые технологии и методы исторического архивирования для проведения виртуального вскрытия. Измерения зубов и костей показали, что, как и примерно каждый четвертый его сверстник, ребенок не дожил даже до года.
У него был избыточный вес для своего возраста, и у него были деформации ребер, которые обычно наблюдаются при таких состояниях, как рахит или цинга — заболеваниях, возникающих в результате дефицита питательных веществ, которые теперь, для тех, кто употребляет витаминизированное молоко и круглогодичные цитрусовые, практически неслыханны.
Рахит чаще всего считается заболеванием, поражающим кости, делая их мягкими и гибкими — одним из наиболее стереотипных признаков является появление кривых ног. У маленького лорда, которого исследовали исследователи, не было этого симптома, возможно, потому, что он был слишком молод, чтобы ползать или ходить достаточно, чтобы развить его, но у него было кое-что более важное.
Это связано с тем, что рахит может значительно повысить уязвимость ребенка к тяжелым респираторным инфекциям, таким как пневмония. Одно исследование, проведенное в больнице в 2010 году, показало, что дети с рахитом чаще страдают острой респираторной инфекцией, чем дети без заболевания. Виртуальное вскрытие мальчика показывает, что он не был исключением: похоже, он умер от воспаления легких, характерного для пневмонии.
По мнению исследователей, все это проливает новый свет на идею аристократической жизни в роскоши и изобилии. «Сочетание ожирения с тяжелым дефицитом витаминов можно объяснить только в целом «хорошим» состоянием питания и почти полным отсутствием воздействия солнечного света», — сказал ведущий автор новой статьи, профессор патологии Академической клиники Мюнхен-Богенхаузен Андреас Нерлих.
«Мы должны пересмотреть условия жизни высокородных аристократических младенцев предыдущих популяций», — добавил он.
Эти открытия были сделаны благодаря компьютерной томографии, которая была бы невозможна, если бы не весьма необычное стечение обстоятельств, приведшее к естественной мумификации крошечного тела. Хотя загадка того, почему он умер, была разгадана, очень мало было известно о том, кем был мальчик при жизни.
Здесь тоже предстояло разгадывать загадки. Мальчика похоронили в простом деревянном гробу, на котором не было написано его имени — на самом деле, он даже не казался достаточно большим для его тела. Он был единственным, кто был похоронен таким образом: все остальные могилы представляли собой искусно сделанные металлические изделия, а имена усопших записывались на память будущим поколениям.
Так что, возможно, маленькое тело не принадлежало кому-то достаточно важному, чтобы помнить. С другой стороны, он был единственным младенцем, вообще погребенным в склепе — склепе, который, следует отметить, использовался исключительно знатной семьей фон Штархембергов, домом имперских графов и принцев, чье происхождение восходит к 12 веку.
Анализ его одежды показал, что внутри скромной коробки он был одет в длинное пальто с капюшоном из дорогого шелка, поэтому, по словам Нерлиха, очевидно, что к нему применялась некоторая «особая осторожность».
Какими бы противоречивыми ни казались эти подсказки поначалу, в сочетании с радиоуглеродным анализом, который датировал останки между 1550 и 1635 годами нашей эры, они действительно выявили одного вероятного кандидата на личность мальчика: Райхарда Вильгельма, внука его тезки графа Рейхарда фон Штаремберга.
«У нас нет данных о судьбе других младенцев в семье», — сказал Нерлих. «По нашим данным, младенец, скорее всего, был первенцем [графа] после возведения фамильного склепа».
Это может показаться небольшой наградой за такое большое научное расследование — изучение имени и истории давно умершего малыша — но это результат, который, по мнению команды, действительно может повлиять на то, как мы относимся к нашим предкам и их жизням.
«Это только один случай, — сказал Нерлих, — но, поскольку мы знаем, что показатели ранней младенческой смертности, как правило, были очень высокими в то время, наши наблюдения могут оказать значительное влияние на общую реконструкцию жизни младенцев даже в более высоких социальных классах».
Обсудим?
Смотрите также: