Главная » Политика » Перспективы формирования евразийской системы безопасности
Политика

Перспективы формирования евразийской системы безопасности

182


В журнале "Международная жизнь" опубликована статья Натальи Харитоновой, пресс-секретаря Секретариата ОДКБ и доктора политических наук, в которой рассматривается будущее евразийской системы безопасности. Автор акцентирует внимание на том, что старые системы, ориентированные на Запад, исчерпали себя, и в ответ на текущую геополитическую нестабильность возникает новый подход к вопросам безопасности в Евразии.

Формирование новой системы коллективной безопасности в регионе становится ключевой темой обсуждений, как на политическом уровне, так и среди ученых и экспертов. Ведутся исследования, направленные на создание концепций и определение рисков, с которыми придется столкнуться в будущем. Актуальность данного вопроса трудно переоценить.

Создание евразийской системы безопасности (ЕАСБ) представляет собой сложный и многогранный процесс, который является реакцией на текущую геополитическую нестабильность и изменение глобального порядка. Современные изменения в международной политике требуют учета интересов не только крупных держав, но и региональных игроков, финансовых конгломератов и негосударственных акторов. Это создаёт особую ответственность как перед нынешними поколениями, так и перед будущими. Важно, чтобы архитекторы новой системы обладали стратегическим мышлением и могли видеть дальше, чем это делает большинство европейских лидеров.

В статье делается попытка с политологической точки зрения определить основные параметры и характеристики будущей евразийской системы безопасности, а также выявить вводные данные для оценки положения международных организаций в новой системе. Теоретические выводы статьи направлены на демонстрацию объективного процесса с учётом множества факторов и могут служить первым шагом к формированию концептуального видения будущей системы безопасности в регионе.

Предпосылки и причины создания ЕАСБ

Евразийская система безопасности включает в себя различные элементы и связи, действующие на территории, не входящей в евроатлантическую безопасность. Важно отметить, что на данный момент речь не идет о значительном пересечении или наложении двух систем. Более того, формирование полноценной системы безопасности стало приоритетом после неудачных попыток России договориться с США и ЕС о создании общеевропейской системы. Эти переговоры, несмотря на значительные уступки со стороны России, не принесли результатов, так как Запад настаивал на роли НАТО.

Существующая система безопасности в Европе, развивавшаяся без участия России, также не проявила своей состоятельности. Например, ОБСЕ превратилась в инструмент Запада и не предотвратила конфликт на Украине, а Минская группа не справилась с задачами по урегулированию карабахского конфликта. К тому же, Европа, которая долгое время считалась регионом мира, в середине 2010-х годов стала источником угроз.

Кризис доверия к западным институтам также способствовал поиску альтернативных систем безопасности. Союзники по НАТО создают впечатление, что организация стала инструментом давления, а не защитным альянсом. Форматы взаимодействия с НАТО, такие как Совет Россия-НАТО, утратили свою эффективность.

Геополитический сдвиг в Азиатско-Тихоокеанском регионе также стал важной причиной формирования новой системы безопасности. Крупный рост таких стран, как Китай и Индия, делает необходимым создание новых архитектур, отражающих реалии XXI века. Ф. Лукьянов утверждает, что идея "не против Запада, но без него" становится актуальной и перспективной.

К новым вызовам глобальной безопасности относятся пандемии, киберугрозы и климатические изменения, которые требуют более гибкого подхода к международному сотрудничеству. Проблемы старых угроз, таких как конфликты с применением оружия массового уничтожения, также меняются, создавая необходимость нового подхода к безопасности.

Важно отметить, что замедление движения к многополярности и игнорирование многообразия цивилизаций также способствуют формированию новой системы безопасности.

Ключевые участники и структуры

При анализе евразийской системы безопасности важно определить её границы и состав. В статье рассматривается понятие "Евразия", ссылаясь на документы стратегического планирования России. Например, в совместном заявлении России и Беларуси подчеркивается, что Евразия является центром формирующегося многополярного мира, где сосредоточены древние цивилизации и интеграционные объединения.

Важные структуры, которые могут стать основой будущей системы, включают ОДКБ, ШОС, ЕАЭС и СНГ. Эти организации располагают инструментами для разрешения военно-политических кризисов и могут служить опорами для новой системы безопасности.

Первым из таких ключевых участников является ОДКБ, включающая Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Армению. Эта организация является основным элементом системы безопасности в постсоветской Евразии и имеет опыт проведения миротворческих операций.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) также играет важную роль, стремясь к сотрудничеству в области безопасности и экономического взаимодействия. Организация включает Китай, Индию и другие страны, активно продвигая форматы сотрудничества по противодействию терроризму.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) нацелен на экономическую интеграцию и безопасность, что также снижает риски конфликтов среди его участников. СНГ предлагает многостороннее сотрудничество в различных областях, включая безопасность и борьбу с миграцией и терроризмом.

Союзное государство России и Беларуси также активно работает над вопросами безопасности, принимая концепции, направленные на интеграцию. АСЕАН и другие субрегиональные структуры также могут сыграть значимую роль в формировании новой системы.

Идея создания евразийской системы безопасности была предложена Россией и Беларусью, которые не претендуют на роль модераторов, но предлагают принципы и цели, отраженные в проекте Евразийской хартии многообразия и многополярности.

Ключевые принципы и цели формируемой системы

Будущая евразийская система безопасности будет базироваться на принципах, апробированных в рамках существующих систем международных отношений, включая многополярность и коллективное принятие решений. Важно добиться отказа от доминирования одной силы или блока, таких как США и НАТО, и создать систему, где несколько центров силы формируют глобальную повестку.

Также приоритетом станет превентивная политика против новых вызовов безопасности, таких как терроризм и киберугрозы. Ключевыми принципами новой системы будут суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела и приоритет политико-дипломатических методов.

Глобализация и срединное положение континента требуют открытости системы, которая должна быть доступной для всех государств Евразии, включая страны НАТО, при условии отказа от враждебной политики.

Важным аспектом станет признание уникальности каждой цивилизации и плюрализма идеологий, что противостоит универсалистскому подходу Запада.

Заключение

Создание евразийской системы безопасности является объективным процессом, обусловленным рядом факторов, которые имеют критическое значение для региональных государств. Россия, выступая как крупный игрок, неоднократно пыталась установить общеевропейскую систему безопасности, но эти попытки потерпели неудачу из-за нежелания Запада учитывать интересы России.

Возрастание давления на Россию после начала украинского кризиса подтолкнуло её и другие евразийские государства к сближению. Угрозы глобальной войны и региональных конфликтов подчеркивают необходимость создания системы безопасности в Евразии.

Важно понимать, что новая система не создается для противостояния Западу, а для формирования многополярной архитектуры, основанной на праве государств определять свои параметры безопасности. Процесс будет сложным и поэтапным, зависящим от динамики отношений между основными игроками и внешнего давления, однако он имеет все шансы на успех, если государства континента смогут объединить усилия против общих угроз безопасности.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК