Главная » Эксклюзив » Садыр Жапаров дал комментарий по поводу энергодефицита, частных автошкол и политической ситуации
Эксклюзив

Садыр Жапаров дал комментарий по поводу энергодефицита, частных автошкол и политической ситуации

319
Садыр Жапаров дал комментарий по поводу энергодефицита, частных автошкол и политической ситуации

В своём обращении президент озвучил несколько острых вопросов, вызывающих общественное беспокойство:

Дорогие кыргызстанцы!

Я провёл 35 часов в полетах за последние дни и подготовил обращение по трём важным вопросам, волнующим наше общество. Я делюсь им с вами сегодня:

1. Проблема с электроэнергией;

2. Вопрос внешнего и внутреннего долга;

3. Проблема с водительскими удостоверениями.

Недавно ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» предложило населению в осенне-зимний период использовать электроэнергию без ограничений, что вызвало бурное обсуждение. Инициатива была предложена без согласования с Министерством.

Как вы знаете, безлимитный тариф был внедрен три года назад для частичного покрытия разницы между ценами на импортируемую электроэнергию и ценами, по которым она поставляется населению.

Но в этом году уровень воды в водохранилищах на 2 миллиарда кубометров ниже, чем в прошлом году, поэтому подключение к безлимитному тарифу временно приостановлено.

Увидев это в новостях, я немедленно связался с министром и выразил недовольство, поручив остановить подобные действия и обеспечить равный доступ к электроэнергии для всех граждан.

После этого генеральному директору НЭСК и его заместителю был вынесен выговор, а начальник управления продаж электроэнергии И.А. Орозбаев был уволен.

Теперь я хочу объяснить ситуацию в энергетической сфере более подробно. Люди должны знать правду.

До 2020 года долг энергетического сектора достигал 137 миллиардов сомов,

и энергетическая система Кыргызстана находилась на грани коллапса.

Наиболее критическая ситуация наблюдалась в акционерных обществах «Востоэлектро» и «Жалалабатэлектро», где долги неуклонно росли, а работникам зарплату выплачивали за счет заимствований у коммерческих банков. Фактически, они были на грани банкротства.

Энергетики хорошо помнят ту ситуацию.

Оборудование было устаревшим, с 1960-х годов не проводилось обновлений,

а новые ГЭС практически не строились. Лишь в 2009 году была введена в эксплуатацию первая установка Камбар-Атинской ГЭС-2.

С тех пор не было построено ни одной значимой ГЭС.

С момента обретения независимости мы каждую зиму сталкивались с дефицитом электроэнергии.

Для обеспечения нехватки мы закупали электроэнергию за границей, иногда по 5 сомов за киловатт-час.

Я узнал об этом, когда пришёл к власти и начал реформы в энергетической отрасли, направленные на борьбу с коррупцией.

Сколько из этих 5 сомов оседало в карманах - одному Богу известно.

Страны, продававшие нам электроэнергию, не расскажут о том, как обстоят дела, и поэтому установить правду трудно.

Энергия, закупленная по 5 сомов, продавалась населению по 0,77 тыйына за киловатт-час.

Разница в 4 сома 23 тыйына создавалась в виде долгов для энергосистемы.

С 2020 года, благодаря реформам, включая ликвидацию коррупционных схем и резкое сокращение потерь, нам удалось сократить общий долг до 25 миллиардов сомов.

С Божьей помощью, в следующем году мы надеемся полностью избавиться от этой задолженности, а с 2027 года наша энергетическая система начнёт приносить прибыль. Это важное достижение для нашего государства.

Если бы я думал: «Не буду утруждать себя, лишь бы мой срок прошел», то мог бы не строить ГЭС и не проводить реформы, а просто импортировать электроэнергию по 5 сомов и продавать населению по 1 сому.

Такой подход мог бы реализовать даже пятиклассник.

Но я выбрал другой путь.

Поскольку бы я продолжал старую практику, энергетическая система страны действительно оказалась бы на грани катастрофы.

Сегодня мы импортируем электроэнергию по 3 сомов за киловатт-час (себестоимость), а населению продаем по 1 сому 37 тыйын.

Разница временно покрывается министерством.

Тем не менее, благодаря реформам, мы ожидаем, что в следующем году министерство полностью погасит свой долг в 25 миллиардов сомов, а к 2027 году выйдет на прибыль.

На данный момент уровень воды в Токтогульском водохранилище на 2 миллиарда кубометров ниже, чем в прошлом году.

Чтобы сохранить уровень воды и ликвидировать дефицит, мы вынуждены импортировать электроэнергию в значительных объемах.

Сегодня мы призываем граждан к экономии, чтобы сократить объем импорта.

Помните, чем неэкономнее мы используем электроэнергию, тем больше денег уходит за границу.

В связи с этим государственным учреждениям поручено отключать освещение и электроприборы в зданиях после 18:00.

В мире достаточно энергии — мы можем импортировать без ограничений.

Но каждая лишняя киловатт-час означает дополнительные расходы для бюджета.

Бюджет — это деньги народа, ваши деньги. Не забывайте об этом.

Если говорить откровенно, многие частные лица также не экономят энергию.

Некоторые дома днем освещены во всех комнатах,

а на улице у кого-то лампы включены даже в дневное время.

Поэтому я обращаюсь ко всем: используйте свет экономно.

Каждая 100-ваттная лампочка, работающая без перерыва в течение часа, «забирает» из Токтогульского водохранилища около 270 литров воды.

Представьте — 270 литров ради одной лампочки!

Поэтому помните о необходимости выключать свет ночью.

Я жил в Европе четыре года и могу сказать: там не оставляют свет включенным даже на минуту — сразу выключают, потому что электроэнергия дорогая.

Например, в Германии зимой один киловатт-час стоит около 50 евроцентов, что равно примерно 50 сомам.

В Средней Азии, например в Узбекистане, тарифы зависят от объема потребления: при среднем расходе около 1000 кВт•ч в месяц платят примерно 500 сумов, что составляет около 3 сомов 60 тыйын. Чем больше потребляешь, тем выше тариф.

В Казахстане, в Алматы, тариф колеблется от 30 до 50 тенге, то есть от 5 до 8 сомов.

А у нас в Кыргызстане — всего 1 сом 37 тыйын.

Некоторые могут сказать: «Зато у них зарплаты выше».

Но если учитывать все расходы — на продукты, медицину, налоги, страхование жилья и автомобилей — уровень жизни оказывается сопоставимым.

И при этом у нас электричество остается самым дешевым.

Мы уже третий год подряд активно строим гидроэлектростанции, а также солнечные и ветровые станции.

Скоро в нашей стране будет запущена первая солнечная электростанция.

Однако, несмотря на эти достижения, зимой нам все еще не хватает энергии.

Каждый год строятся сотни заводов и фабрик, тысячи школ и детских садов, миллионы квадратных метров жилья, что требует большого объема электроэнергии, и дефицит продолжает сохраняться.

Вот некоторые из ГЭС, введенных в эксплуатацию в 2024 году:

ГЭС Бала-Саруу – 25 МВт (Таласская область),

Ысык-Атинская ГЭС 1 – 2 МВт (Чуйская область),

Кок-Артская ГЭС – 6,7 МВт (Джалал-Абадская область),

ГЭС Кайнама – 9,6 МВт (Джалал-Абадская область),

ГЭС Исфайрам-1 – 2 МВт (Баткенская область),

ГЭС Курак-Тектир-1 – 0,6 МВт (Ошская область),

Арашанская ГЭС – 2,4 МВт (Иссык-Кульская область),

ГЭС Белес – 0,54 МВт (Баткенская область).

Общая установленная мощность составила 48,84 МВт.

ГЭС, введенные в эксплуатацию в 2025 году:

Койсууйская ГЭС – 9 МВт (Иссык-Кульская область),

Ысык-Атинская ГЭС 2 – 4 МВт (Чуйская область),

Аксыйская ГЭС – 4,75 МВт (Джалал-Абадская область),

Боз-Учукская ГЭС – 5,54 МВт (Иссык-Кульская область),

Кара-Кульская ГЭС – 18 МВт (Джалал-Абадская область).

Общая установленная мощность составила 41,29 МВт.

Кроме того, на ранее построенных крупных ГЭС проведены работы по модернизации, что позволило увеличить их мощность.

На Токтогульской ГЭС обновлены все четыре агрегата, что добавило 240 МВт мощности,

что эквивалентно строительству новой ГЭС мощностью 240 МВт.

На Уч-Курганской ГЭС в рамках реконструкции добавлено 9 МВт, а после завершения проекта будет получено дополнительно 36 МВт.

На Камбар-Атинской ГЭС-2 идет проект по вводу второго агрегата мощностью 120 МВт.

Ат-Башинская ГЭС обновлена, добавлено 11,44 МВт.

На Лебединовской ГЭС продолжаются работы по реконструкции.

Также ведутся подготовительные и проектные работы по Папанской, Нижне-Тарской и Быстровской ГЭС.

Что касается строительства малых ГЭС в 2025–2030 годах,

в 2025 году в Джалал-Абадской, Баткенской, Ошской, Нарынской и Чуйской областях будут построены следующие станции:

Кожо-Кайыр (Базарбай-Ата-3), Курак-Тектир-2, Кайнама-2, Сары-Таш, Шамшы, Сокулук-3, Туюк, Куртка и Кен-Тор-1. Их суммарная мощность составит 29,53 МВт.

В 2026 году запланировано строительство 25 малых ГЭС, среди которых:

Орто-Токойская ГЭС (21 МВт),

Куланакская ГЭС (100 МВт),

Тургентская ГЭС (26 МВт),

Майлы-Сууйская ГЭС (26 МВт),

Ак-Сууйская ГЭС-3 (17,66 МВт) и другие объекты.

Общая мощность составит 286,21 МВт.

В 2027 году в эксплуатацию будут введены еще 14 новых ГЭС, включая:

Папанскую ГЭС (27 МВт),

Жеруйскую ГЭС (28 МВт),

Чандалашскую ГЭС (30 МВт).

Общая мощность составит 172,88 МВт.

В 2028–2030 годах планируется строительство следующих объектов:

Конорчок, Кызыл-Суу, Кичи-Кемин, Кыштуут и Нижне-Тарская ГЭС.

Совокупная мощность — 44,7 МВт.

К числу перспективных проектов ближайших лет относятся:

Чон-Кеминская ГЭС (26 МВт, Чуйская область) и Чок-Талская ГЭС (3,7 МВт, Иссык-Кульская область).

Таким образом, строительство крупных, средних и малых гидроэлектростанций активно продолжается.

Настоящая нехватка электроэнергии — это временная проблема.

Если бы мы не строили школы, детсады, жилые дома, заводы и фабрики, дефицит, накопившийся за многие годы, был бы уже покрыт за счет введенных в эксплуатацию ГЭС, и мы жили бы спокойно.

Но мы активно работаем над решением этих проблем.

Я уверен, что через два с половиной года мы сможем покрыть зимний дефицит электроэнергии, поскольку по всей стране строится около ста малых и средних ГЭС. Все они будут завершены.

Кроме того, в Кара-Кече началось строительство ТЭЦ мощностью 1200 МВт, ежегодный объем производства которой составит до 7 миллиардов кВт•ч.

Ожидается, что она будет введена в эксплуатацию через два с половиной года, что полностью устранит дефицит электроэнергии в зимний период.

Если бы мы просто ждали завершения Камбар-Атинской ГЭС-1, то это заняло бы еще 7–8 лет.

Когда Камбар-Ата будет полностью введена в строй, Кыргызстан станет страной-экспортером электроэнергии.

В этом направлении мы ведем постоянную и целенаправленную работу.

С реализацией вышеупомянутых проектов дефицит электроэнергии будет постепенно устранен, и Кыргызстан станет энергетически безопасным и самодостаточным государством.

Я прошу вас отнестись с пониманием к текущим временным трудностям и проявить терпение, оказывая содействие в восстановлении нашей энергосистемы.

Используйте электроэнергию с умом — этим вы внесете свой вклад.

Теперь перейду к вопросу внешнего и внутреннего долга, накопленного за последние 30 лет.

К счастью, время для возврата долгов совпало с моим президентским сроком.

2020 год — выплачено 31 млрд сомов;

2021 год — 30 млрд сомов;

2022 год — 34 млрд сомов;

2023 год — 53 млрд сомов;

2024 год — 60 млрд сомов;

2025 год — 79 млрд сомов.

Всего за 2020–2025 годы на погашение государственного долга направлено 285,4 млрд сомов (3,3 млрд долларов США), из которых:

внешний долг — 170,5 млрд сомов (1,9 млрд долларов США),

внутренний долг — 114,9 млрд сомов (1,4 млрд долларов США).

Таким образом, мы полностью избавимся от внешних долгов к 2035 году без особых затруднений.

Это возможно благодаря высоким темпам экономического роста, которые сохранятся на ближайшие 15–20 лет.

В связи с реализацией масштабных проектов и поступлением новых инвестиций, ВВП страны будет расти еще быстрее.

Уровень устойчивости государственного долга определяется его соотношением к ВВП.

На сегодняшний день этот показатель составляет 42%, в то время как ранее он достигал 68–84%.

Следовательно, беспокоиться не о чем.

Все привлекаемые средства направляются на развитие экономики, что приведет к дальнейшему росту ВВП.

Что касается текущих заимствований, то они берутся под конкретные, целевые проекты.

Когда наступает срок их погашения, они не будут выплачиваться из бюджета, поскольку каждый проект будет сам себя окупать.

Например, Камбар-Атинская ГЭС.

Мы привлекаем 1,5 млрд долларов на 50 лет без процентов,

льготный период — 10 лет,

строительство займет 7–8 лет, и после этого станция начнет работать.

Доходы от ее деятельности позволят погасить кредит не за 50, а примерно за 15 лет.

Другой пример — железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан.

Этот проект не является внешним долгом. Он реализуется как коммерческий проект:

три страны совместно строят дорогу, вводят ее в эксплуатацию, а через 35 лет две стороны выходят из проекта, и дорога полностью переходит в собственность Кыргызстана.

Я хочу еще раз обратиться к народу и сделать важное напоминание.

Если представить, что все страны мира образуют единый экономический океан, то Китай сам по себе является отдельным экономическим океаном.

И сейчас мы строим железную дорогу, которая соединит эти два океана, которая пройдет через территорию Кыргызстана. В будущем мы станем транзитной страной и сможем влиять на мировую экономическую политику.

Мы не должны поддаваться на провокации и обязаны довести этот проект до конца как можно быстрее.

Следует отметить, что почти 90 процентов таких крупных проектов не связаны напрямую с государственным бюджетом.

Разумеется, есть некоторые кредиты, которые привлекаются для социальных проектов и дорожного строительства, но они не окажут серьезного влияния на бюджет в будущем.

Поэтому не стоит обращать внимание на тех, кто, спекулируя цифрами внешнего долга, пытается сеять панику и представлять ситуацию как катастрофическую.

Всё будет использоваться по назначению и направляться на целевые проекты.

Главное, что это не отразится на бюджете в будущем.

Теперь перейду к вопросу о водительских удостоверениях.

С распадом Союза никто не сдавал экзамены, удостоверения получали, как попало.

Сегодня 90 процентов людей, имеющих удостоверения, купили их.

Это горькая правда, и я могу это подтвердить на 100 процентов.

Если остановить на улице большинство водителей и даже не спрашивать их о правилах дорожного движения, а просто спросить о технических характеристиках их автомобилей, они не смогут ответить.

Если спросить, какой у них мотор, многие покажут радиатор и запутаются.

Поэтому давайте подумать о будущем поколении и приведем эту сферу в порядок.

Из-за того, что водители не знают или не соблюдают правила, сегодня происходит много дорожно-транспортных происшествий.

Привожу статистику: с 2014 по 2020 годы в ДТП погибли 6159 человек;

с 2021 года по настоящее время — 3818 человек. Сокращение числа жертв объясняется нашей работой по принятию мер.

Но необходимо ужесточить контроль еще больше.

Число раненых с 2014 года составило 121 896 человек. Это фактически «тихая война», в которой мы теряем граждан и вынуждены заботиться о пострадавших.

Это наносит серьезный ущерб нашему государству.

Поэтому отныне никто не сможет купить водительское удостоверение. Те, кто ранее покупал и будет пойман за нарушение правил, должны будут сдавать экзамены. Что в этом плохого?

Те, кто не знает или забыл правила, снова выучат их. Все ДТП происходят из-за несоблюдения правил, что приводит к человеческим жертвам.

Я спрашивал у одного из продавцов удостоверений: «Ты продал удостоверения ста людям. Можешь ли гарантировать, что один из этих ста не собьет и не убьет кого-то из твоих близких?» — он ответил: «У нас были такие случаи».

Один из тех, кто купил удостоверение, сбил сестру брата продавца. Это реальный случай.

Поэтому продавцы удостоверений должны задуматься: а не произойдет ли завтра такая же ситуация с твоим сыном или внуком?

Мы приложим все усилия, чтобы водительское удостоверение получали только те, кто прошел полноценное обучение.

В Европе некоторые учатся по 2–3 года и с трудом получают удостоверение.

И поэтому в Европе уровень ДТП минимален.

Почему бы нам не добиться такого же результата?

Даже если мы начнем сейчас принимать жесткие меры, на это может уйти 50 лет.

За 30 лет те, кто покупал удостоверения, состарятся, и останутся только те, кто получил удостоверение, пройдя полное обучение. И только тогда мы можем свести на нет ДТП.

Поэтому граждане должны поддержать наши меры.

Во всех школах будет внедрен дополнительный курс по правилам дорожного движения, который разрабатывается специалистами МВД и Министерства образования.

До конца ноября будет предоставлена подробная информация.

Почему 14 месяцев? Потому что для учеников 11–12 классов обучение начнется в сентябре, и им потребуется год для усвоения информации с учетом возрастных особенностей.

Практические занятия будут проводиться с учетом погодных условий, включая дождливые дни и зимний сезон. Ожидаются занятия на тему: как ездить на скользкой дороге, как действовать в темноте, первые действия при поломке автомобиля и т.д.

14 месяцев предусмотрены с учетом того, что те, кто не пройдет экзамены, должны будут подготовиться заново и прийти снова.

Можно задаться вопросом: зачем обучать всех школьников, разве нельзя подготовить только тех, кто собирается получать удостоверение?

Мы все участники дорожного движения, кто-то за рулем, кто-то пешеход.

Поэтому знание правил дорожного движения для молодежи будет полезным. Тот, кто не собирается водить, просто не будет сдавать финальные экзамены.

Техническая база достаточна. Автошколы будут во всех регионах республики. Практические занятия будут проходить там. Теоретические занятия, как уже было сказано, будут проходить в школах.

А взрослые, окончившие школу или вуз, будут обучаться в автошколах. Их обучение может быть более интенсивным и кратким.

Коррупции не будет! Забудьте о возможности купить удостоверение за деньги. Теперь водительские удостоверения будут получать только те, кто добился этого своими знаниями и усилиями.

Существуют группы с нехорошими намерениями, которые преувеличивают наши проблемы, подстрекают людей и надеются на изменения во время выборов.

Это те, кто ранее был задержан по крупным коррупционным делам и потерял доходы; те, чьи теневые схемы были разрушены.

Недавно мы встретили одного из таких людей вместе с Камчыбеком Кыдыршаевичем и прямо сказали ему: «Алмазбек Атамбаев не просто так назвал вас «шакал» и «кузгун».

Мы сказали: живите спокойно, воспитывайте внуков и оставайтесь дома. Но он все еще не исправился.

Они снова поднимают старые проблемы, пытаясь выставить их как трагедию, но мы продолжаем работать над разрешением этих вопросов и легализацией проблемных домов. Все будет завершено. Поэтому не ждите хаоса. Перевороты не состоятся.

Во-первых, мы не дадим повода для переворота.

Во-вторых, прежнее слабое государство уже не существует. Теперь оно сильное.

В-третьих, народ уже знает, кого поддерживать и кто должен быть у власти.

Перевороты будут только во сне. Мародерство, грабеж, жадное стремление к наживе и попытки захватить власть — пусть это останется в ваших снах.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК