Москва, 03.06.2021, 18:56:33, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
День 4 июня в истории России был богат событиями, о которых вспомнить интересно. Например, в 1703 году был заложен Домик Петра I. Скромное жилище монарха стало, по сути, старейшим зданием Санкт-Петербурга. В 1741 году русская экспедиция Витуса Беринга отправилась с Камчатки в сторону Аляски.
В 1965 году в Москве у Красных ворот открыт памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Исаака Давидовича Бродского — представителя реалистического направления в советской живописи 1930-х годов. Бродский был еще и автором обширной изобразительной «Ленинианы». Памятник Лермонтову и есть тот самый «мужик в пиджаке», о котором идёт речь в известной комедии «Джентльмены удачи».
В 1972 году другой Бродский — поэт Иосиф — был вынужден эмигрировать. В письме на имя Брежнева он написал: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются — во плоти или на бумаге».
По народному календарю 4 июня девушки развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет венок — к несчастью, плавает — к добру. Еще в этот день праздновался День-синитель, васильковый повелитель. Четвертого июня не сеяли, не пахали — этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились.
В этот день в Москве был подписан секретный договор между Россией и Китаем, по которому Россия обещала защиту от возможной агрессии Японии и получила право на строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги. Заключение договора стало настоящей победой дипломатов. Подписание важного экономического и политического документа стало возможным благодаря успешному руководству переговорами министра иностранных дел России князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского.
Отношения между соседствующими странами при разных государях были хорошими: лидеры прекрасно понимали важность политического и экономического сотрудничества.
В этот день госдепартамент США опубликовал «секретный» доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»; содержание доклада в тот же день прозвучало в передачах Радио «Свободная Европа». В те годы такая мощная критика (Хрущев палил изо всех орудий!) не могла не стать событием: капиталистический мир замер в ожидании каких-либо действий, однако речь осталась речью, и в мире ничего не произошло.
Хотя в СССР после этого наступила пора т.н. «хрущевской оттепели», но на политическую ситуацию она никак не повлияла. Ее символом так и остались шестидесятники: поэты и писатели, которые, по их мнению, нещадно критиковали существующий строй в своих произведениях. Кстати, творили шестидесятники с комфортом, ведь это самое государство обеспечивало им работу, полноценный отдых и многомесячные творческие командировки на лучших курортах СССР. Многомиллионные тиражи — тоже была заслуга государства.
У «Крокодила» было много прототипов-предшественников, однако ни один из них не обрел такую всенародную любовь, как этот журнал. Четвертого июня в издательстве «Рабочая газета» вышло первое еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение к газете «Рабочий» (затем «Рабочая газета») на 16 страницах. Сначала оно называлось, как и газета, но уже с 13-го номера журнал получил своё сегодняшнее имя. У журнала в первые годы выпуска была острая политическая направленность, например, первые два выпуска были почти целиком посвящены процессу над эсерами, проходившему в 1922 году в Москве.