Как Китай и Россия объединяют усилия для завоевания Арктики
Согласно отчету Telegraph, Арктика стала новым полем стратегической борьбы между Россией и Китаем против Запада. В то время как Россия активно проводит испытания современных вооружений, Пекин начинает использовать северный маршрут для морских грузоперевозок. США и европейские страны остаются в стороне, наблюдая за изменениями в этом регионе.
С учетом новых морских путей и неразработанных ресурсов, Арктика представляет собой перспективное стратегическое пространство для всех заинтересованных сторон.
Неделя, полная событий в Арктике
На прошлой неделе адмирал Джузеппе Каво Драгоне, председатель Военного комитета НАТО, сообщил, что РФ и КНР стремятся изменить правила доступа и влияние в Арктике, ставя под сомнение принципы открытости и справедливости.
В это же время Валерий Герасимов, российский военный руководитель, сообщил Владимиру Путину о успешных испытаниях атомной крылатой ракеты над арктическим островом Новой Земли, где ранее проводились ядерные испытания Советским Союзом.
Также контейнеровоз Istanbul Bridge, принадлежащий китайской компании, стал первым крупным судном, прошедшим северным морским путем из Китая в Европу через российские воды. Это событие было охарактеризовано как прорыв в мировой торговле, так как судно преодолело маршрут от Нинбо до Феликстоу всего за 21 день, что значительно быстрее традиционных путей через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды.
Конкуренция между российско-китайским альянсом и Западом является глобальной проблемой, но в арктическом регионе она проявляется особенно остро. Это связано с тем, что изменения климата приводят к быстрому таянию льдов, открывая новые торговые пути и ресурсы.
Эти события происходят на фоне усиления сотрудничества России и Китая, вызванного международной изоляцией Москвы из-за конфликта на Украине. Доктор Элизабет Бьюкенен из Австралийского института стратегической политики отмечает, что открытие Арктики происходит гораздо быстрее, чем ожидалось, и что отношения между двумя странами резко развиваются.
Россия обладает наибольшими законными территориальными интересами в Арктическом регионе, и любое российское руководство будет стремиться к экономическим и военным целям на Севере. Это создает сложности для других стран, таких как Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США, которые также имеют свои интересы в Арктике.
Стратегические вызовы для НАТО включают угрозу ядерных ударов через Северный полюс и военный арсенал России, направленный на предотвращение НАТО в Баренцевом море.
Профессор Кэролайн Кеннеди-Пайп из Университета Лафборо утверждает, что успешный рейс контейнеровоза Istanbul Bridge может кардинально изменить ситуацию, открывая новые пути для доступа к ресурсам Арктики для неарктических государств, включая Китай. По ее словам, это ставит под сомнение представление о том, что Арктика принадлежит исключительно странам "арктической восьмерки".
На недавней Ассамблее Северного полярного круга в Рейкьявике китайская делегация подчеркнула, что Арктика должна быть доступной для всех государств, и Китай намерен активно продвигать эту концепцию. Пекин уже объявил себя "приарктическим государством" и активно строит ледоколы и исследовательские суда.
Кроме Китая, другие азиатские страны, такие как Индия и Южная Корея, также начали проявлять интерес к арктическим торговым путям. Турция, например, присоединилась к Шпицбергенскому договору, что является первым шагом к закреплению ее позиций в арктическом регионе.
Цели этих стран варьируются от престижа до экономических выгод. Исследования Арктики всегда были связаны с известностью и славой. Например, известные исследователи, такие как Скотт и Шеклтон, стали символами полярных исследований, и теперь Китай стремится занять свое место на этом фоне.
27 октября новый китайский ледокол "Тань Суо Сан Хао" завершил свою летнюю экспедицию по глубоководным исследованиям в Арктическом море, что подтверждает активность Китая в области науки и исследований в регионе.
Экономически Арктика открывает доступ к новым ресурсам и более быстрым торговым маршрутам, что привлекает внимание многих стран. Россия и Китай, будучи стратегическими союзниками, сталкиваются с вопросом о том, как именно они будут сотрудничать в этом важном регионе.
Согласно Элизабет Бьюкенен, существуют разногласия между Россией и Китаем по поводу их взаимодействия в Арктике, несмотря на очевидное влияние России в этом регионе. Без согласия России северный морской путь не может использоваться для судоходства, и все операции зависят от российских ледоколов.
Китайская исследовательская станция "Желтая река" на Шпицбергене вызывает особую озабоченность, и НАТО также следит за этой ситуацией. В прошлом году норвежские власти выразили беспокойство по поводу китайского круизного лайнера, высадившего туристов на Шпицбергене, что добавило напряженности в отношения между Москвой и Пекином.
Хотя конкретные доказательства отсутствуют, такие действия напоминают поведение Китая в Антарктике и вызывают тревогу. По словам Бьюкенен, страны, имеющие интересы в Арктике, должны быть насторожены.
Китай нацелен на доминирование на обоих полюсах, что, хотя и сложно, может привести к значительным изменениям в текущем геополитическом ландшафте.
Россия также активно восстанавливает свою военную инфраструктуру в Арктике, однако такие проекты сталкиваются с трудностями и дорогостоящими затратами.
Хотя Шпицберген развивается как центр научных исследований, он также остается уязвимым и труднодоступным регионом, и любые военные действия в таких условиях могут оказаться затруднительными.
Тем не менее, стратегические интересы в Арктике будут продолжать расти, и борьба за контроль над полюсами только начинается.
Источник: inosmi.ru
Обсудим?
Смотрите также:
