Муратбек Иманалиев: Криминалитет заявил о своих претензиях на власть

Представлять нашего собеседника нет нужды. Он известен, уважаем и авторитетен. Несколько лет назад Муратбек Иманалиев возглавлял внешнеполитическое ведомство. Позже - покинул государственную обойму. И возглавил политическое движение. А главное, сохранил потрясающую объективность и независимость оценок.

- Есть ли связь между революциями на Украине, в Грузии? Можно ли назвать этот процесс распадом СНГ?

- Связь, конечно, есть. Коррумпированность и многие другие беды, присущие странам Содружества, наиболее рельефно проявлялись именно в этих трех странах. Но, например, в Грузии длительный период существует интеллектуальная элита, которая смогла направить гражданский протест в цивилизованное русло. Здесь же, в Кыргызстане, интеллектуальная элита очень слаба. Она не готова вести народ за собой. Но если говорить об СНГ в целом, на постсоветском пространстве продолжается смена элит.

- Насколько профессионален новый состав правительства?

- Вряд ли можно сомневаться, что в правительстве работают достаточно опытные и в профессиональном отношении сильные люди. Другой вопрос: есть ли политическая консолидация в кабинете министров? Очень заметно наличие внутренних разногласий. Во–вторых, у этого правительства пока нет какой–то общей программы действий. Мы слышим разрозненные заявления, но нет четко изложенной и внятной стратегии. Думаю, это самый серьезный изъян.

- Какой же будет новая история Кыргызстана?

- Можно сконструировать несколько моделей развития - от крайне радикальной до крайне либеральной. Но сказать, какая будет выбрана, трудно. Политическая ситуация и конъюнктура у нас достаточно рыхлые. И, надо честно признаться, неконструктивны. Движение Кыргызстана во многом персонифицировано, часто зависит от ее лидеров. Очень большую роль, как мне кажется, в такой ситуации могут играть случайные факторы. Причем как внутренние, так и внешние. И нужно иметь в виду, что чем слабее страна, тем сильнее роль именно внешних. Если мы не выберем путь развития самостоятельно, совершенно очевидно, что он будет навязан нам извне.

- Как сложатся у нас отношения с соседями?

- Кыргызстан - самая уязвимая страна в Центральной Азии во всех отношениях. Надеюсь, это временное явление, но пока такая характеристика должна лечь в основу всей той деятельности, которую будет осуществлять будущий президент, правительство. Но убежден, что достаточно гибкая дипломатия, использование продуманных внешнеполитических технологий могут позволить Кыргызстану быть вполне независимым государством с развитой экономикой.

- 24 марта был создан прецедент смены власти. Это может стать тенденцией?

- Это может перерасти в политическую традицию. Нам все–таки еще надо учиться менять власть спокойно, в соответствии с Конституцией, законами. И к этому нужно призывать прежде всего политиков. Те, кто находится у руля, должны прислушиваться к общественному мнению. Особенно в той части, оставаться тому или иному человеку у бразды правления или нет. Я думаю, Акаев это понимал. Но не собирался и не хотел разговаривать о своей отставке.

- Какая страна нам нужна: президентская, парламентская?

- Неудачный опыт с первым президентством не должен ложиться в основу отрицания всей системы правления. Мы не готовы стать парламентской республикой. Для этого надо иметь хотя бы три–четыре сильные партии, выстроенные не по регионально–клановому признаку, а по политическим принципам, ориентации, ценностям. Но пока таких не вижу. Если мы объявим о парламентской республике, я уверен, что каждый регион будет стараться продвинуть своего кандидата на пост премьера, а главы правительства - часто меняться. Этого допустить нельзя, потому что в условиях Кыргызстана кабинет министров играет большую роль. Сейчас нужно думать о том, как ограничить власть президента, какие для этого должны быть законы.

- На ваш взгляд, нужна ли нам конституционная реформа?

- Нужна. Но не в угоду отдельным политикам или группам, для которых законодательство превратилось в некую игрушку. Созыв конституционного совещания - хорошая идея. Но оно должно работать не месяц, а год, иметь группу экспертов, провести кропотливую работу. Проект новой Конституции нужно обязательно обсудить с обществом, народом. И только после этого ввести изменения и договориться не менять Основной закон лет десять.

- Сейчас уже понятно, что все складывается не так, как хотелось многим лидерам вчерашней оппозиции. Почему?

- Думаю, тому есть несколько причин. Во–первых, к власти пришли люди, которые как политики состоялись при Акаеве. Во–вторых, отсутствие программных подходов в решении проблем, стоящих перед страной. В–третьих, экономическая несостоятельность государства. Насколько мне известно из заявления представителей правительства, казна пуста, нарастает исход бизнесменов, а с ними и денег. Новая власть стоит перед сложными вопросами. И сможет ли она их решить - неясно.

- Правительство называют временным. Как долго способны уживаться друг с другом его представители?

- Не думаю, что долго. Скорее всего, буквально через недели три–четыре начнутся кадровые перестановки. Первый и серьезный звонок - с министром финансов. Надеюсь, будущий президент будет в состоянии создать крепкое правительство. Хотелось бы, чтобы оно было профессиональным, честным. И необходимо создать независимую государственно–общественную комиссию по кадровой политике, которая должна функционировать постоянно и осуществлять кадровый отбор как на министерские посты, так и на самые низовые должности.

- Насколько сильно влияют криминалитет и наркотрафик на политику и выборы в Кыргызстане?

- Влияние есть, безусловно. Криминалитет в Кыргызстане сильно политизирован и заявил о своих претензиях на власть. Этому способствовал сам бывший президент, когда сказал избирателям: берите все, что дают. Таким образом он дал сигнал тем людям, у кого есть деньги. Причем из самых разных источников, в том числе нелегальных.

- Как вы думаете, как будет проходить президентская гонка?

- Если выборы все–таки пройдут летом, они закончатся, наверное, скандалом. Почему? Сейчас в обществе и политической среде явно просматриваются не столько конструктивные идеи, сколько эмоции. Надо успокоиться, прийти к здравомыслию через анализ того, что сложилось. Нужно нивелировать кризисные зоны, возникшие после 24 марта. И провести выборы либо осенью, либо в следующем году. Понимаю, что это нарушение Конституции, но страна уже вышла за рамки правового поля. Пока, может быть, лучше создать временный совет республики из трех–пяти человек, который бы руководил страной, но имел узкие полномочия.

- Что вы намерены делать? Оставаться в оппозиции?

- Одна из кризисных зон сегодня - формирование новой оппозиции. Она будет медленно и перманентно конструироваться. И это правильно. Ведь если мы говорим о демократии, то оппозиция должна быть. Надеюсь, она будет достаточно конструктивна и здраво реагировать на все происходящее. Самая главная проблема для нас - консолидация. Причем как внутриэтническая, так и межнациональная.

Беседовал Данияр КАРИМОВ
13 апреля 2005 года. №68
Вечерний Бишкек







Читайте дополнительные материалы по теме статьи в рубриках:


Комментарий №3496 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 06:15
Автор: Бек

Муратбек Иманалиев остался со своей партией за бортом в эту революцию,а в следующем будет лидирующей.
Успехов.

Комментарий №3529 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 09:49
Автор: Гость

да иманалиева надо срочно в обойму , иначе с этими эмоциаоналными мы придем к заднице

Комментарий №3573 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 13:01
Автор: Arslan

. И только после этого ввести изменения и договориться не менять Основной закон лет десять
============
Почему лет 10, что за конституционные игры?

"И необходимо создать независимую государственно–общественную комиссию по кадровой политике, которая должна функционировать постоянно и осуществлять кадровый отбор как на министерские посты, так и на самые низовые должности."
===================

Что за смесь слона и носорога эта "независимая государственно–обществення комиссия по кадровой политике"? Иманалиев противоречив как и троица Кулов-Бакиев-Отунбаева.

Комментарий №3584 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 13:26
Автор: Гость

Уважаю этого мужика

Комментарий №3587 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 13:32
Автор: Гость

Вот кто должен быть президентом. Те кто не рвется к власти любыми путями.

Комментарий №3597 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 14:04
Автор: Алмаз

М.Иманалиев кадровый дипломат, и я полностью с ним согласен на счет консолидации

Комментарий №3604 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 14:37
Автор: улан

он китайский шпион
этоя не от себя говорю
читал статью известного
российского политолога
мужика реально разбирающегося
в геополитике не помню имя
но он там реально с фактами показал и
доказал связь мураталиева
и его подвижки в строну китая

имхо: за это его и выставили из команды и мида

Комментарий №3607 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 14:55
Автор: патриот

Господа-товарищи! Прислушайтесь к мнению этого трезвомыслящего человека. Патриоты, интеллигенция, молодежь и просто граждане будьте благоразумны, не допустите развала страны, разделения народа, остановите хаос и беспредел. Объединятесь вокруг нормальных, честных и ничем не помаранных политиков.

Комментарий №3635 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 16:00
Автор: Imran

Узенги-Кууш вспомните.. Акаев миллионы получил, а Иманалиев стал доxлой лошадкой. Эта цена пособничества, предателеи не любят все. Особенно те, кто ими полъзуется.

Комментарий №3636 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 16:06
Автор: Темир

У Иманалиева есть несколько хороших мыслей. Например согласен что мы ещё не готовы перейти к конституционной республике.

НО! Народ, помните когда мы променяли земли Китаю за какой-то там пик? Если когда мы почти отдали ( или всё же отдали, точной информации нет)земли где начинаются наши реки опять же Китаю. В парламенте тогда был большой скандал.

А теперь вопрос: Кто лобировал передачу земель и через кого шли переговоры к Китаем?

В парламенте был скандал, сделка ( если верить информации) не состоялась, и как-раз после этого Иманалиева сняли с его поста. Подумайте, может есть связь?

Ответ: Лобировали передачу земель Акаевы (говорят Китай заплатим им за эти земли), но Иманалиев играл далеко не последную роль в этом. Так подходит он на роль президента?

Комментарий №3645 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 16:31
Автор: Молдокулов Курманбек

Иманалиев самый настоящий дипломат в полном смысле этого слова. Его интервью лишний раз доказывает этого он остался принципальным человеком в отношении политики Кыргызстана.

Комментарий №3675 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 17:29
Автор: Гость

Хотите чтоб Кыргызстан стал частью Синь-Дзяньской провинции - поддерживайте Иманалиева. Я за! Да здравствует Китай и Комунизм! Ура Иманалиеву!

Комментарий №3717 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 19:29
Автор: Гость

Да пошел ты, со своим Китаем и Иманалиевым !
Лучше думай о Кыргызстане !

Комментарий №3730 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 19:59
Автор: Гость

Начинается. "Иманалиев --китайский шпион".Это чистой маккартизм--"охота за ведмами".История ничему не учить.Блоггеры у нас в основном идиоты.

Комментарий №3737 добавлен в Чтв, 14/04/2005 - 20:24
Автор: Arslan

После дунган Китая наступила очередь уйгуров. Иx убивают и атомной радиацией с Лоп-Нура. Радиация заметна и в КГ и КЗ. На очереди кыргызы и казаxи у ненасытныx Гога и Магога. Думайте, Кыргызстанцы..

Добавить новый отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Type the characters you see in this picture. (verify using audio)
Type the characters you see in the picture above; if you can't read them, submit the form and a new image will be generated. Not case sensitive.
© 2003 - 2005 Газета.Kg. Авторские права принадлежат авторам и первоисточникам статей и новостей. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Газету.Kg» обязательна.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной на страницах сайта.

Вы можете связаться с нами по e-mail или через форму обратной связи.
Rambler's Top100 «Газета.Kg» лучше всего просматривается в Firefox. Браузер Firefox намного превосходит Internet Explorer по безопасности пользования и своим качественным, функциональным характеристикам. Настоятельно рекомендуем установить на вашем компьютере бесплатный браузер Firefox.

Версия на русском языке
Версия на английском языке